РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Приёмы технологии РКМ

"Очерк на основе интервью"
    1. Подумайте о человеке, у которого вам придется взять интервью. До того, как будете писать вопросы, узнайте как можно больше об этом человеке. Это поможет вам принять его, сформулировать вопросы, на которые действительно стоит получить ответ.
    2. Составление списка вопросов. Вопросы, которые вы сформулируете, должны показать действительную заинтересованность и знание предмета обсуждения. Если вы не заинтересованы в предмете или ничего о нем не знаете, трудно задавать хорошие вопросы. Нельзя забывать, что только на интересный вопрос можно получить интересный ответ (помните народную мудрость: "Каков вопрос - таков ответ"?).
    3. Интервью. При интервью старайтесь меньше прерывать респондента и помните: люди, как правило, осторжнее высказываются, когда их слова открыто фиксируются на листе бумаги. Лучше максимально запоминать ответы, конечно, делая небольшие пометки в блокноте.
    4. Письмо на время. Вопросы заданы, а ответы получены. Можно изложить свои мысли, эмоции, впечатления, факты на бумаге. В течение 20 минут из разрозненных ответов вы "складываете" текст. Это свободное письмо (мы рассказывали о нем выше), поэтому не спешите корректировать написанное. Не забывайте, что это ЧЕРНОВИК .
   Учитель тоже пишет свой текст (предположим, интервью он взял у кого-либо до занятия). Писать желательно на большом листе бумаге или на пленке кодоскопа.
    5. Когда время, отведенное на письмо, закончено, учитель показывает, как усовершенствовать написанное, как осуществлять правку текста. Текст, предложенный учителем, должен хорошо передавать мысль, но отличаться невыразительным языком, который сообщает, а не изображает. Демонстрируя это сочинение, спросите, что ребятам нравится в нем, что и как, на их взгляд, можно изменить. По ходу разговора вносим фломастером необходимые изменения.
    6. Правка. Только после того, как учащимся показан принцип, алгоритм правки, можно предложить зачитать друг другу свои работы, чтобы услышать замечания, критику. Работы читаются поочередно. Вначале анализируется содержание, композиция, а затем стилистика, язык. Дополнение или уточнение автор вносит сразу в текст.
   На этом этапе возможна и групповая форма работы. Сотрудничество при создании текста позволяет "направить работу по верному пути", упростить процесс, сделать его радостью, а не мукой творчества. Желающим можно предложить вопросник для подобного собеседования (см. приложение).
    7. Редактирование. Все составляют улучшенные варианты своих сочинений, учитывая пожелания партнера (с которым, кстати, можно и не соглашаться, соблюдая авторское право). Учащимся легче редактировать свой текст после того, как им указали сильные и интересные стороны, задали вопросы, помогающие увидеть слабые моменты. Этот и предыдущий этап можно "проигрывать" несколько раз.
    8. Публикация (издание). Желающие (!) читают свои сочинения, сидя в читательском кресле. Остальным предлагаем найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось. Надо отметить: это хорошо для совершенствования навыка письменной речи. Заканчивая работу, можно предложить подарить друг другу сочинения. Приятно получить в подарок текст, где главным героем являешься ты.

Рекомендации к апробации.
    1. Учителя русского языка и литературы могут использовать этот прием для объяснения жанровых особенностей очерка. Тогда после прочтения сочинения (п.8) необходимо сообщить учащимся, что текст, написанный ими, представляет собой очерк. Совместно с учителем ученики находят характерные черты жанра, приводят примеры, дают определения.
    2.Можно спланировать интервью с какой-нибудь знаменитостью, историческим или литературным героем. Безусловно, интересной будет попытка ответить на вопросы так, как , по-вашему, на них ответил бы интервьюируемый.
    3.Чтобы "думать" от имени героя, надо хорошо знать этого героя, понимать, чувствовать. Вот почему учитель может использовать прием не только во время письменных работ, но и во время устных обсуждений. В любом случае это будет рефлексия самостоятельного знакомства с героями.


Процесс создания "личностного" текста.
Умение максимально детализировать описанное.

   Одна из рассмотренных форм личного текста - дневник или записная книжка. Многие профессиональные литераторы имеют привычку делать записи в специальный блокнот или вести дневник, фиксируя в нем интересные факты, суждения, комментарии. Этот прием может научить "включать" воображение, высвечивать в нем отдельные детали по собственному выбору, четко, неспешно изучать эти детали, а затем передавать их словами.

Ход занятия.
    1. Организация пространства класса, создание условий. Можно притушить в классе на время яркий свет, предложить ребятам сесть поудобнее, желающие могут закрыть глаза. Чтобы расслабиться, посоветуйте сделать три глубоких медленных вздоха.
    2. Предложите учащимся вспомнить какой-либо уголок природы, близкий и дорогой сердцу. Именно об этом уголке и будет сочинение. Пусть ребята посидят одну- две минуты молча, представят это место, подумают о нем.,
    3. Учащимся бывает трудно начать сочинение, подобрать нужные слова. Задача учителя - подсказать эту важную фразу. Продиктуйте первое предложение или зачин, состоящий из нескольких предложений.
Например: "Совершая путешествие на воздушном шаре, я неожиданно для себя посмотрел на землю и увидел знакомую картину".
Фраза может быть и короткой: "Еще издали я увидел ..."
    4. Когда первая фраза написана, медленно направляйте воображение ребят, давая намеки на возникновение образов, картины, переживаний по принципу: от общего к частному.
   Например:
    1. Опишите 2-3 предложениями это место с высоты птичьего полета. Каким вы его видели?
    2.А теперь наш воздушный шар стал снижаться, и какой-то участок местности появился более конкретно. Опишите его 2-3 предложениями. Таким образом, можно постепенно снижаться, пока мы не очутимся на земле.
    3.Мы на земле, вглядитесь очень внимательно в то, что вас окружает. Что вы видите? Какие звуки слышите? Какой запах ощущаете? Опишите подробно, вглядываясь в детали, какой-либо заинтересовавший вас предмет.
    4.Задача учащихся в процессе письма - подметить как можно больше интересных деталей. Именно детали помогут выстроить целое, и об этом нельзя забывать.
Учитель же должен дать возможность увидеть эти детали, делая паузы для фиксации увиденной, услышанной картины, подробного описания деталей.
    5. Заканчиваем сочинение высказыванием причин, по котором это место так дорого и близко сердцу. Пусть ребята объяснят, с чем связана тяга к этому месту.
    Далее работаем с текстом по уже известному вам алгоритму: правка - редактирование - читка.
В результате может получиться такой текст:
   Перед моим мысленным взором картина. На этой картине я вижу контуры Петропавловской крепости, ее четко очерченную территорию. Кругом вода, но из неё выступают стены Петропавловки.
    А вот и участок Петропавловки, выходящий на Неву. Лежит снег на бывшем пляже, скамейки, вероятно, слегка покрыты ледяной коркой. Снежный берег единым белым покрывалом сливается с голубоватым льдом Невы. Вот аллея. Каждое дерево - история. И стоят они, хранители, гордыми, прямыми. Тихо падает снег, покрывая их все тем же белым покрывалом.
   А вот и эта скамейка. Она ничем не отличается от других: серая, грязная, местами обшарпанная. Кто-то пытался вырезать на ней какие-то буквы, но и они почти слились с этим серым, даже серовато-зеленым цветом. Вид у этой скамейки при этом не несчастный, а скорее капризный. Но для меня она именно та скамейка. Теперь я сижу на ней одна, но еще совсем недавно нас было трое: он, я и скамейка, которая и сейчас вызывает, кроме воспоминаний, ощущение весеннего восторга, когда вырастают крылья и жизнь только начинает отсчет годов.

Рекомендации к апробации.
    Конечно, данная работа - сочинение-описание. Описывать можно все, что угодно, переходя от общего к частному (от крупного плана к деталям), можно использовать элементы игры, понятной учащимся (снижаться на парашюте, менять бинокли, бежать, замедляя темп).
   Основным при правке должен стать вопрос: действительно ли твои слова изображают (с яркими подробностями), а не рассказывают (с расплывчатыми общими местами)?
    На уроке литературы можно использовать этот прием при разговоре о каком-либо писателе, поэте. Например, проходя по вечернему Петербургу, можно заглянуть на Мойку 12, к Пушкину. Тогда этапы работы будут такими:
· Какой увидели комнату?
· Каким увидели Пушкина?
   а) Как выглядит, в чем одет?
   б) Что делает Пушкин, чем занят? Выражение его лица при этом.
· Вот Пушкин взял лист бумаги, перо и начал писать. Можно подсмотреть, что он пишет. Передайте примерное содержание этой страницы.
· Выскажите свое мнение об увиденном, а затем об авторе. Постарайтесь избежать избитых фраз.


Художественные формы письменной рефлексии.
Синквейн

   Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.
   Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:


Каникулы
Долгожданные, но недолгие.
Планируешь, предполагаешь - не успеваешь.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Мгновение.

Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.

Критическое мышление.
Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует.
Нет предела совершенству и фонтану
Идей.

Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!


   Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
   Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Эссе
   Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют "потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на "свободное письмо"). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления.
      Модель написания эссе.
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация. Чтение на аудиторию.

      Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
6. Заключение.


  вверх назад  
Hosted by uCoz