РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Обществознание

Тема: "Глобальные проблемы человечества."

Приём: "понятийное колесо", "fishbone".

Цель урока:
   - выяснить первоначальные представления учащихся о глобальных проблемах, их характере и признаках, расширить и систематизировать эти знания;
   - уточнить понятие "глобальные проблемы";
   - уметь описывать эти проблемы;
   - попытаться найти пути решения глобальных проблем.

Литература:
1. статья И.Родионовой "Глобальные проблемы человечества", СПб., 1997г.,
2. учебник обществознания "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира" под редакцией Полякова В.Л., Элиазберг Н.И., СПб, 1996, часть 3, o 3-4 "Угроза жизни на земле опасность военной и экологической катастроф", страницы 457 464 (четыре отрывка).
Авторы:   И. В. Муштавинская, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:
   На стадии вызова учитель в режиме технологии актуализирует знания по теме глобальные проблемы человечества, методом мозгового штурма знания расширяются и систематизируются.

Необходимое замечание.
   Для первого задания на стадии вызова используется приём понятийное колесо, задание звучит так: подберите синонимы к слову глобальный.
   Второе задание: мы просим учащихся сформулировать список проблем, которые мы называем глобальными, просим сделать предположения.
   Задание третье: после презентации "списков" глобальных проблем спрашиваем, почему выделены именно эти проблемы, что их объединяет. Просим сформулировать признаки, присущие глобальным проблемам.
   После двухминутного обсуждения учащиеся последовательно называют эти признаки (используется метод активного слушания, т.е. уже прозвучавшие положения не повторяются).
На стадии вызова работа ведётся в группах.

Смысловая стадия.На этой стадии учащимся предлагается подтвердить или опровергнуть свои предположения, прочитав статью: .

Текст
И.Родионова "Глобальные проблемы человечества"

   Перед человечеством постоянно возникают многочисленные проблемы, требующие безотлагательного решения. Одни из них имеют локальный характер проявления, другие затрагивают крупные регионы мира.
   Развитие современной цивилизации на пороге ХХI идет под знаком усиления всмирного характера многих важных процессов и явлений. Возрастание роли мировой политики и международных отнашений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь и общение все больших масс населения Земли - все это свидетельствует о наличии объективных предпосылок для появления в современном мире таких проблем, которые имеют гобальный, планетарный характер. Они затрагивают жизненные интересы всего человечества. В свою очередь, возникновение и обострение такого рода проблем способствует усилению интернационализации многих общественных проблем.
   Таким образом можно отметить, что в общественном сознании все больше фиксируется система качественно новых, тесно взаимосвязанных проблем, получивших название глобальных. Понятие же о глобальных проблемах человечества включается в систему научного знания, входит в энциклопедии и словари: очевидно, что эти проблемы в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации. И раньше вставали перед человечеством и обострялись на местном уровне продовольственная и энерго-сырьевая проблемы, случались экологические катастрофы, во все времена люди страдали от войн и конфликтов. Например, гибель посилений викингов в Исландии во время малого ледникового периода ученые связывают с изменением климатических условий. В Азии за 2 тысячи лет до нашей эры погибла цивилизация Шумер в Нижней Месопотамии, где из-за засоления орашаемых земель стало невозможным земледелие. Трудно поверить, что песчаная ныне Сирия когда-то снабжала Египет лесом, что слонов для своей армии Ганибал отлавливал в обширных лесах Северной Африки и так далее. Сейчас здесь пустыня.
    По сравнению с природными процессами, действовавшими на протяжении 4,5 миллиардов лет истории Земли, влияние человека считалось малозначащим. Человек активно изменяет земную поверхность всег о лишь около 40 тысяч лет. Однако его воздействие по мере роста народонаселения и развития техники становилось год от года все ощутимее. Масштабность и острота проблем, которые имелись раньше, не могут идти ни в какое сравнение с явлениями и процессами, характерными для конца нашего столетия.
   Глобальные проблемы вобрали в себя и традиционные, и качественно новые противоречия социального прогресса, присущие лишь современному этапу производительных сил, всей системе мировых связей. Общечеловеческие проблемы вырастают из локальных, национальных проблем, но в то же время требуют для своего решения не разрозненных усилий отдельных стран, а совместных действий мирового сообщества.
   В чем сущность глобальных проблем?
   Из всего многообразия глобальных проблем особо выделяется следующая совокупность: предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений; преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран; энерго-сырьевая; демографическая; продовольственная проблемы; охрана окружающей среды; освоение Мирового океана и мирное освоение космоса; ликвидация опасных болезней.
   Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:
- глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства и группы стран;
- острота проявления;
- комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
- особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;
- возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.
   Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Они получили официальное признание во многих документах Организации Объединенных Наций (ООН).

Работа ведется индивидуально.

Стадия рефлексии.Учащимся в группе предлагается обсудить результаты работы на предыдущей стадии и совместно сделать исправления и дополнения к предположениям сделанным на стадии вызова, таким образом, список проблем дополняется, и вносятся коррективы в признаки глобальных проблем.

На следующем этапе учащимся предлагается в группах рассмотреть некоторые из подобных проблем. При этом используется стратегия Fishbone.

Необходимое замечание. Стратегия Fishbone в контексте данного урока выполняет роль приема как смысловой стадии, так и стадии размышления, заполняя схему учащиеся работают с текстом, как на смысловой стадии, но выполняемое ими задание, по сути, является рефлексией по изучаемой теме.

   Учащимся предлагается текст из учебника обществознания "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира" под редакцией Полякова В.Л., Элиазберг Н.И., СПб, 1996, часть 3, o 3-4 "Угроза жизни на земле опасность военной и экологической катастроф", страницы 457 464 (четыре отрывка).
Например, учащиеся изучали текст параграфа, в котором описываются проблемы воды, Мирового океана, проблемы загрязнения воды радиоактивными отходами, нефтью. Их задача после прочтения текста и обсуждения его содержания в группе сформулировать проблему и ее описать.
    Fishbone, изображенный на флипчарте разрезается на 4 части (4 "косточки"), учащиеся заполняют свою часть (описывая проблему, информация о которой содержится в отрывке) и, после окончания работы в группе, презентуют свою часть, восстанавливая общую схему Fishbone.
   Просим учащихся при помощи полученной схемы проиллюстрировать признаки глобальных проблем, их взаимосвязь, комплексный характер и т. д.

Итоговая рефлексия. Последним этапом станет формулировка определения глобальные проблемы, для этого мы просим учащихся вернуться к понятийному колесу, внести дополнения и изменения, и записать в тетради формулировку определения.

Необходимое замечание. Данная разработка представляет из себя систему уроков на которых используются разнообразные стратегии решения проблем.

Домашнее задание. Прочитав параграф 3-4, составьте схему Fishbone по тем проблемам, которые отражены в параграфе, подумайте, есть ли пути решения этих проблем и это станет темой следующего урока. На втором уроке по данной теме используются стратегия решения проблем, учащиеся объединены в группы по интересам (какая проблема показалась наиболее интересной, важной, требующей скорейшего решения). Для организации групповой работы используем "Лист для решения проблем".



Какую главную проблему Вы должны решить? Какой важной информацией Вы владеете? (Укажите источники информации)
       
Какие дополнительные сведения Вы получили в группе? Какие три способа вы знаете для решения проблемы?
       
Какой способ Вы считаете наилучшим? Почему?

.

Идет презентация итогов групповой работы


  вверх назад  
Hosted by uCoz