Приёмы технологии РКМ |
"Очерк на основе интервью" |
    1. Подумайте о человеке, у которого вам придется взять интервью. До того, как будете писать вопросы, узнайте как
можно больше об этом человеке. Это поможет вам принять его, сформулировать вопросы, на которые действительно стоит получить ответ.
    2. Составление списка вопросов. Вопросы, которые вы сформулируете, должны показать действительную заинтересованность и знание предмета обсуждения. Если вы не заинтересованы в предмете или ничего о нем не знаете, трудно задавать хорошие вопросы. Нельзя забывать, что только на интересный вопрос можно получить интересный ответ (помните народную мудрость: "Каков вопрос - таков ответ"?).     3. Интервью. При интервью старайтесь меньше прерывать респондента и помните: люди, как правило, осторжнее высказываются, когда их слова открыто фиксируются на листе бумаги. Лучше максимально запоминать ответы, конечно, делая небольшие пометки в блокноте.     4. Письмо на время. Вопросы заданы, а ответы получены. Можно изложить свои мысли, эмоции, впечатления, факты на бумаге. В течение 20 минут из разрозненных ответов вы "складываете" текст. Это свободное письмо (мы рассказывали о нем выше), поэтому не спешите корректировать написанное. Не забывайте, что это ЧЕРНОВИК .    Учитель тоже пишет свой текст (предположим, интервью он взял у кого-либо до занятия). Писать желательно на большом листе бумаге или на пленке кодоскопа.     5. Когда время, отведенное на письмо, закончено, учитель показывает, как усовершенствовать написанное, как осуществлять правку текста. Текст, предложенный учителем, должен хорошо передавать мысль, но отличаться невыразительным языком, который сообщает, а не изображает. Демонстрируя это сочинение, спросите, что ребятам нравится в нем, что и как, на их взгляд, можно изменить. По ходу разговора вносим фломастером необходимые изменения.     6. Правка. Только после того, как учащимся показан принцип, алгоритм правки, можно предложить зачитать друг другу свои работы, чтобы услышать замечания, критику. Работы читаются поочередно. Вначале анализируется содержание, композиция, а затем стилистика, язык. Дополнение или уточнение автор вносит сразу в текст.    На этом этапе возможна и групповая форма работы. Сотрудничество при создании текста позволяет "направить работу по верному пути", упростить процесс, сделать его радостью, а не мукой творчества. Желающим можно предложить вопросник для подобного собеседования (см. приложение).     7. Редактирование. Все составляют улучшенные варианты своих сочинений, учитывая пожелания партнера (с которым, кстати, можно и не соглашаться, соблюдая авторское право). Учащимся легче редактировать свой текст после того, как им указали сильные и интересные стороны, задали вопросы, помогающие увидеть слабые моменты. Этот и предыдущий этап можно "проигрывать" несколько раз.     8. Публикация (издание). Желающие (!) читают свои сочинения, сидя в читательском кресле. Остальным предлагаем найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось. Надо отметить: это хорошо для совершенствования навыка письменной речи. Заканчивая работу, можно предложить подарить друг другу сочинения. Приятно получить в подарок текст, где главным героем являешься ты. Рекомендации к апробации.
|
Процесс создания "личностного" текста. Умение максимально детализировать описанное. |
   Одна из рассмотренных форм личного текста - дневник или записная книжка. Многие профессиональные литераторы имеют привычку делать записи в специальный блокнот или вести дневник, фиксируя в нем интересные факты, суждения, комментарии. Этот прием может научить "включать" воображение, высвечивать в нем отдельные детали по собственному выбору, четко, неспешно изучать эти детали, а затем передавать их словами. Ход занятия.
Рекомендации к апробации. |
Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн |
   Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.    Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.     1. В первой строчке тема называется
одним словом (обычно существительным).
Как это делать: Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн: |
Каникулы Долгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь - не успеваешь. Ну почему хорошее так быстротечно! Мгновение. Учитель. |
Критическое мышление. Знакомое и незнакомое. Сомневается, активизирует, анализирует. Нет предела совершенству и фонтану Идей. Учитель. |
   Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).    Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. |
Эссе |
   Это жанр публицистики, свободная
трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют
"потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя
активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения:
5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на "свободное письмо"). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание.
В любом случае эссе - художественная форма размышления.       Модель написания эссе. 1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д. 2. Работа над черновиком. 3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена. 4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки. 5. Публикация. Чтение на аудиторию.       Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
|
  |   |