Ход урока:    На стадии вызова учитель сообщает
необходимые сведения до чтения рассказа, сообщая учащимся сведения об авторе, истории создания этого произведения. Учащиеся делают
предположения, о чем пойдет речь в этом рассказе.
   Вступительный текст учителя: Толстой написал рассказ в
1903 году, но действие его происходит в 40-е годы Х1Х в., время правления Николая 1.    Император, первый красавец
своей эпохи, воображающий себя средневековым рыцарем, живший в романтическом готическом замке. Но управление государством Николай
1 представлял себе как управление армией: жестокая дисциплина, беспрекословное подчинение, ревностное выполнение однозначных приказов.
Вся Россия - огромный военный плац, где маршируют все, даже жена императора, Александра Федоровна, немецкая принцесса.
Такова общая атмосфера 40-х годов.    Толстой был женат на С.А. Берс, дочери московского врача. В свою будущую
жену был страстно влюблен. Из записей Толстого той поры можно судить о том, сколько надежд и сомнений вызывало в нем это
чувство: "Я влюблен, как не верил, чтобы можно любить… Был у них вечер, она прелестна во всех отношениях". С.А.Берс впоследствии дала
мужу прозвище "тонкокожий", оно подчеркивало, насколько остро чувствовал он любые противоречия человека, его поступков и чувств,
его отношений к миру.
   После этой справки спросим учащихся:    Как изменилось ваше представление о содержании рассказа? Почему?
   На смысловой стадии читаем текст рассказа небольшими отрывками. Текст рассказа достаточно известен,
поэтому мы предлагаем только вопросы к нему.
Вопросы к 1 части..    - Каковы ваши впечатления от бала?.    - Какие художественные средства использует
Толстой, чтобы вызвать именно такое настроение у читателя? (цвет, звук, настроение героя).    - Каково настроение героя? (текст)
.    - Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему?.
   - Как будут меняться, в связи с этим, ощущения героя? Почему? . Подводим итоги беседы.
    Вопросы ко 2-ой части.    - Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие действия?
.    - Как будут меняться чувства героя?.    - Как можно выразить его ощущения?.
   - Еще одним из вариантов рассказа было "Отец и дочь". Как в связи с этим, по вашему мнению, будут разворачиваться дальнейшие действия? Как изменится настроение героя?
Учитель подводит итоги беседы.    Вопросы к 3 части.    - Каким герой видит мир? (цвет, звук)
.    - Как меняется его мироощущение?.    - Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал?
.    - Как вы думаете, что будет дальше? Почему?.    - Как, по-вашему, какой художественный прием лежит в основе композиции рассказа?
На стадии размышления проводится групповая творческая работа. Задания группам могут быть такими:
1 группа. Представьте себе, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке Б.. Напишите письмо от его лица (т.е. от первого)
2 группа. Допишите рассказ. (Возможный финал) 3 группа. Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. Его структуру, строение.
Выполнив задание, группы знакомят класс с результатом.
Продолжается стадия размышления чтением двух вариантов концовки новеллы (первая и последняя редакция), после чего задаем учащимся вопросы:
- Что изменил автор, изменив концовку рассказа? - Почему полковник, любящий и внимательный отец, оказывается жестоким с солдатами?
- Чего не может понять Иван Васильевич? (искренне добр и искренне зол, вера в необходимость жестокой расправы с теми, кто преступил закон).
Это первый урок из отведенных на изучение темы, на последующих можно продолжить работу с текстом, включив дискуссию совместный поиск, перекрестную дискуссию.
|