Ход урока:    Учащиеся работают в 5 группах по 5 человек - "рабочая группа". Если детей в классе
больше, возможна работа в паре над одним текстом. Урок рассчитан на 60 минут.
Cтадия вызова (15 минут).
1. Беседа.
Текст учителя:
- Вспомните, пожалуйста, случалось ли вам когда-нибудь заинтересоваться книгой или фильмом, спектаклем или выставкой
после того, как вы что-то услышали или прочитали о них?
- Что повлияло на ваш интерес к тому или иному художественному произведению, культурному событию?
- Однажды на канале РТР в передаче "С потолка", которую ведёт народный артист, лауреат Государственной
премии России О. В. Басилашвили, один из гостей заметил, что, к сожалению, в современной
интеллигентской среде потерялась традиция собираться за чашкой чая и беседовать о музыке,
литературе, живописи, театре. Это наблюдение мне показалось любопытным. А как часто вы обсуждаете
новости из мира искусства?
- Что же мешает людям разнообразить свой досуг беседами, спорами, обменами мнений о прочитанном,
увиденном, услышанном?
- Вероятно, неумение иногда доступно, образно и аргументировано высказать свою позицию. Что же делать?
Оставить всё как есть? Или попытаться научиться доказывать своё мнение? Выбор за вами.
2. Тема урока и постановка вопросов.
Текст учителя:
- Тема нашего урока сегодня - рецензия. Слово это закрепилось в литературном языке в конце
XVIII - начале XIX века и произошло от латинского "recensio", что в переводе на русский язык
означает "осмотр", "обследование". Надеюсь, знакомство с этим жанром литературы поможет вам в
развитии способности доказательно обосновывать своё отношение к произведениям или явлениям искусства.
Но мне бы не хотелось утомлять вас долгим рассказом о том, что такое рецензия, тем более что в
литературоведении и искусствоведении не существует единого мнения о данном жанре. Так, например, в
книге Алексеевой Татьяны Васильевны "Как научиться писать сочинение на "отлично"" мы можем прочитать,
что "рецензия - труднейший из жанров школьных сочинений… и на школьном уровне выполнение такой
задачи практически невозможно, но "попытка рецензии", конечно же, допустима". Поэтому я предлагаю
вам провести научно-литературный эксперимент, в ходе которого мы попытаемся определиться с понятием
"рецензия". Начнём же с того, что поставим перед собой вопросы: что бы хотелось узнать, изучая эту
тему. Запишем вопросы в тетрадь. (1 минута).
3. Озвучивание вопросов и запись на доску в режиме "активное слушание":
помечаем в тетради озвученные вопросы знаком "+" и записываем заинтересовавшие вопросы.
   Вопросы могут быть примерно такими: когда появился жанр рецензии? На что можно писать рецензию?
Из каких частей состоит рецензия? И т.д. Обобщение учителем: можно сгруппировать вопросы по темам или ранжировать их.
4. Постановка задач эксперимента. Тренировка.
Текст учителя:
- Поставленные вами вопросы и станут задачами эксперимента,
которые предстоит решить в ходе исследования рецензий. Надо попытаться увидеть особенности и логику построения
данных текстов и записать результаты анализа в тетрадь, где возможно, подкрепляя примерами из текста. Чтобы
эксперимент удался, давайте потренируемся. Вот перед вами изображения разных предметов (например, дерево, автобус,
слово, арифметическая формула, предложение и т.д.), попробуйте определить их составляющие особенности, форму, логику
построения. (Например, дерево состоит из корней, ствола, ветвей, растёт вверх ветвями, а какое это дерево, какой у
него ствол, ветви, корни - это уже содержание. Так же рассматриваются остальные примеры.) Анализировать текст будет
сложнее, но, я надеюсь, вы справитесь.
Смысловая стадия. (25 мин.)
   1. Индивидуальная работа с текстом в рабочих группах.
   Учащиеся знакомятся с предложенными им рецензиями на: спектакль, выставку, фильм,
научно-популярную книгу ("Русская речь" стр.), повесть ("Русская речь" стр.) и исследуют особенности данного текста:
структуру его построения, элементы анализа, авторство и т.д. Делают записи в тетрадях. У каждого обучающегося один
текст. Учитель даёт индивидуальные консультации.
   2. Работа в экспертных группах.
   Учащиеся пересаживаются по темам рецензий (на спектакль, фильм, выставку, повесть, книгу).
Обсуждают результаты индивидуального исследования, дополняют записи. Готовится презентационный лист, в котором
отражается в виде таблиц, схем или плана материал, рассказывающий о том, как строится рецензия, из каких частей
состоит, что входит в содержательную часть рецензии на то или иной объект искусства и т. п. Выбирается "главный
эксперт". Учитель контролирует работу групп, помогает отобрать наиболее важный материал.
   3. Работа в рабочих группах.
   Учащиеся возвращаются в рабочие группы и делятся собранным материалом друг с другом, находя
точки соприкосновения рецензий, написанных на разные темы. Ищут общую форму построения рецензии, дают определение
рецензии, называют её особенности. То есть готовят ответы на вопросы, заданные вначале урока. Учитель участвует
в обсуждении, помогает найти общие закономерности в текстах рецензий, если учащимся требуется его помощь.
Стадия размышления. (20 мин.)
   1. Презентация результатов экспериментального анализа
текстов и попытка аргументированного ответа на поставленные в начале урока вопросы. "Главные эксперты" по
конкретному виду рецензии презентуют подготовленные материалы, объясняя общие положения, касающиеся жанра
рецензии, и особенности конкретного вида рецензии. Например, для написания рецензии на выставку необходимо:
знание истории живописи и терминологии данного вида искусства, понимание художественной манеры живописцев и т. д.
   2. Просмотр видеофрагментов с отзывами на книгу, концерт, спектакль. Поиск ответов на вопросы,
где отзыв, а где рецензия, и чем они друг от друга отличаются. Свободная дискуссия.
Домашнее задание.
1. Найти рецензии в периодической печати: газетах, журналах - и отметить её особенности.
2. Написать (на выбор) рецензию на:
   · учебник литературы или русского языка;
   · произведение, изучаемое на уроках литературы в данный период (например, "Слово о полку Игореве");
   · концерт, спектакль или фильм.
|