Уроки с использованием технологии РКМ Литература |
Тема: "Русские народные сатирические сказки". |
Приём: "чтение с остановками". |
Цель урока:     1. Учить видеть и понимать приёмы создания комического в сказке (гипербола, гротеск).     2. Обобщить и систематезировать знания учеников о жанре "сказка". |
Литература:    Литература (по программе В. Г. Маранцмана) 6 класс,    Народные русские сказки Афанасьева А.Н. Л.: Лениздат. 1983. Составитель Горелова А. Авторы:   Е. В. Ягунова, гимназия №177, С-Пб. |
Ход урока:    Стадия вызова начинается литературным вступлением учителя, 1. художественное слово:    Уродилась я ни мала, ни велика - всего-то с игольное ушко, не то с приворотную надолбу. Пошла я в лес самое дремучее дерево рубить - крапиву. Раз тяпнула - дерево качается, два тяпнула - ничего не получается, в третий раз тяпнула - выскочил кусок , мне красной девице в лоб. Тут я, красная девица, трое суток пролежала; никто меня не знал, не видал, только знала, видала меня рогатая скотина - таракан да жужелица.    Встала я, красная девица, отряхнулася, на все четыре стороны оглянулася, побрела по берегу, по берегу всё не по нашему. Стоит река - вся из молока, берега из киселя. Вот я, красная девица, киселя наелася, молока нахлебалася.    Это присказка, а сказка впереди. 2. В ходе беседы с учителем учащиеся заполняют таблицу, характеризующую жанр
СКАЗКА. Вопросы учителя:
   СКАЗКА |
какая бывает? | назначение сказки | действующие лица |
волшебная бытовая народная литературная |
развлекает поучает объясняет |
человек животные птицы выдуманные (сказочные) герои |
3. Учитель предлагает учащимся прочитать и инсценировать две сказки "Хорошо, да худо" и "Каша из топора". Работа проводится в двух группах.    После инсценировок, под руководством учителя, проводится анализ сказок:
Запись на доске: |
Варит кашу Овин загорелся Один топор на 7 Топор без топорища Сноп от снопа - целая верста В ложке растирали |
   из топора    погрелся    богаты    рубят дрова    хорош хлеб    70 бочек |
- Как называется такой приём?; Гротеск - изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Учащиеся знакомились с ним при изучении сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Варить кашу можно, но не из топора. Когда горит овин (строение для сушки снопов), мы не будем около него греться. Подобным образом объясняются остальные примеры. - Найдите среди данных примеров гиперболу, объясните это слово?; "Сноп от снопа - целая верста". Гипербола - преувеличение. 4. Обращение к личному опыту
Стадия осмысления. Чтение сказки "Не любо, не слушай".
   Первая остановка. Задания учащимся:
   Вторая остановка. Вопросы к учащимся.
Стадия рефлексии.   Выбрать из данных пословицу,
которая могла бы послужить эпиграфом к этой сказке. Объяснить: почему.
Домашнее задание - сочинить сатирическую сказку. |
  |   |