Ход урока:    На стадии вызоваучащимся
предлагается в течение 3-5 минут записать все, что знают или им кажется, что знают, о сказках. Важно записать все, что придет на ум. Работа проводиться в парах.
Необходимое замечание.    Учитель может организовать эту работу так: повернитесь друг к другу и спросите, что вы знаете или думаете,
что знаете о сказках, вы могли бы спросить друг друга, какие бывают сказки, какие слова чаще встречаются в сказках, как строится сказка, какие герои бывают в
сказках и т.д. Учитель просит фиксировать все идеи, даже разногласия. Этот прием называется "список известной информации". Далее можно организовать
групповую работу. Попросим наших учащихся поделиться своими знаниями в группе, уточнить свою позицию. Затем просим поделиться информацией
с классом. Все версии учитель записывает на доске. Информация наверняка будет объемной и противоречивой, но если вам кажется, что учащиеся были
недостаточно активны, то возможно активизировать мыслительную деятельность вопросами: - Всегда ли сказка называлась сказкой? - Как определить,
к какой группе сказок относится выбранная? - Почему главному герою помогают, он заслуживает эту помощь? - Почему герой всегда побеждает?
- Какие события происходят в основной части? - Сказки развлекают или воспитывают? После обсуждения объем информации увеличился, количество
разногласий - тоже. Предложим учащимся прочитать статью, которая прояснит ситуацию.
Смысловая стадия. Подготовка к чтению. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения
статьи делать в тексте пометки. V- соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете; + = то, что вы знаете, является для вас новым;
? - непонятно, или вы хотели бы получить дополнительную информацию. Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую
предлагаемую идею. Текст Сказки.
   Если подобрать к слову "сказка" однокоренные слова. то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл:
сказка - сказывать - рассказывать. то есть сказка - это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
   Интересное происхождение термина "сказка". Слово "сказка" в нынешнем значении, как утверждают ученые существует недолго.
памятники письменности свидетельствуют о том, что в Древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок - "баснь", "байка", от глагола "баять",
а сказочников называли "бахарями". Сегодня слово "Байка" в значении "сказка" употребляется в украинском и польском языках.    
Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. в сказках о животных главными персонажами, естественно. являются
животные, иногда им противостоит человек. В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа; животные здесь, как правило, добрые помощники
героя. В этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально-бытовых сказках, как и в волшебных, основные
персонаже - люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно
благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.    Подробнее поговорим о волшебной сказке.    Мир волшебной
сказки - мир особый, удивительный. это мир сказочной фантастики. В выдуманном тридевятом царстве, в тридевятом государстве живут и действуют
необычные герои. Фантастические многоголовые змеи, чудо-юдо, Баба-Яга - костяная нога, Кощей Бессмертный, морской царь, царевна-лягушка и другие. Есть
герои как будто из реальной жизни: люди, животные. но и они обладают в сказке особыми фантастическими свойствами: необыкновенной силой, способностью
оборачиваться, мгновенно преодолевать огромные расстояния. выполнять в заданный срок невыполнимое и многое другое.    Волшебные
сказки обычно длинные и многонаселенные. Героев в них много. но по общим признакам они объединяются в несколько типов. В сказке всегда есть главный
герой. жизнь героя нелегка, потому что у него всегда есть противник. Противник и делает жизнь героя трудной. создает ему такие препятствия, которые,
кажется, и не преодолеть. Но сказка добра. и поэтому в ней всегда есть силы, которые помогут герою в самых невероятных обстоятельствах . Это волшебные
помощники сказочного героя.    Cказка не только добра, но и справедлива. Чудесный дар герой должен заслужить. Чем же заслужить?
Прежде всего добронравием.     Волшебные сказки имеют сходство в композиции. Во всех них выделяются некоторые обязательные
композиционные части. Все волшебные сказки имеют зачин - эта часть сказки всегда обозначает место действия и знакомит с некоторыми героями. зачин -
не только обязательная часть любой волшебной сказки, он еще и оформляется в них одинаково. Для этого существуют сказочные формулы начала. "За тридевять
земель, в тридевятом царстве жил-был царь с царицею...,"В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха" - вот два примера
зачинов волшебной сказки. В них подчеркнуты сказочные формулы. Все волшебные сказки имеют концовку. Любая сказка имеет счастливый конец.
Для этой композиционной части тоже сказочные формулы. "И стали жить, поживать, добра наживать".    Основная часть в разных волшебных
сказках тоже строится однотипно. Волшебная сказка - это история о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их
преодолевает. Сам рассказ о волшебных приключениях героев обычно содержит несколько частей: -появление препятствия или трудностей, которые герой
должен преодолеть, обретение волшебного помощника или чудесного свойства; -преодоление трудностей.    Зачину всегда предшествует
присказка, обычна шутливая. присказка настраивает слушателя на восприятие сказки.    Мир волшебных сказок при всей его
фантастичности отражает мир людей, которые ее рассказывали и слушали. Следовательно, в русской волшебной сказке отражена русская жизнь. например,
Баба-Яга живет в избушке и лежит на русской печи, царевна живет в тереме о двенадцати венцах. В сказке отражена и родная природа,но вот нравственный
мир волшебной сказки не имеют национальных различий. Он общечеловеческий. Это прежде всего мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она
защищает слабых и обиженных. Это и мир справедливости.    Сказка незаметно, но постоянно учит. учит любить и жалеть,
быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам.
После того, как учащиеся закончили чтение статьи и сделали необходимые пометки, учитель просит сравнить полученную
информацию с первоначальными версиями. Учащиеся составляют в тетради таблицу, обобщая полученную информацию. В соответствующих графах тезисно
записывается информация, выделенная указанными значками при чтении статьи.
Стадия рефлексии.Работа с классом. Учащиеся озвучивают таблицы, учитель вносит необходимые исправления в список информации, который появился на стадии вызова.
Основой для беседы с классом могут стать вопросы: - Какие идеи подтвердились? - Что оказалось новым? - Какие позиции не совпали?
- Что хотели бы узнать о сказках?    Урок заканчивается проблемным вопросом, на который статья не дает ответа. Задача учителя
- подсказать учащимся другие источники информации, порекомендовать ознакомить с литературой по теме. Это и станет домашним заданием.
|