Ход урока: Учащиеся сидят по группам 5 человек (5 групп), это "рабочие группы".
   На стадии вызова
учитель вопросами стимулирует учащегося вспомнить, что ему известно по изучаемой теме, делать предположения:
- В разговорной речи есть такое русское выражение " бить баклуши". - Как вы его понимаете? ( выслушиваются 2-3 ответа)
- Пофантазируйте и объясните это выражение с помощью рисунков. Каждый сейчас работает самостоятельно.
- А теперь рассмотрите рисунки в своей "родной" группе, обсудите. - Представьте, что авторы книги попросили вашу творческую группу сделать иллюстрацию к выражению "бить баклуши ".
   Обсуждение заканчивается выступлениями, каждой группе дается время для объяснения своего варианта. Учитель подводит итог:
- Все вы по-своему правы, но сейчас вы прочитаете историю о том, откуда пошло выражение "бить баклуши" и что такое баклуша на самом деле.
Смысловая стадия. Каждая "рабочая" группа получает тексты и конверт с вопросами. Дети читают текст 2-3 минуты.
Учитель готовит их к переформированию в группы "экспертов":- Достаньте из конверта карточки с вопросами. Прочитайте их в группе.
- Переверните карточки и теперь возьмите каждый себе один вопрос. - Прочитайте свой вопрос. - Перечитайте текст, если найдете ответ на свой вопрос подчеркните
его простым карандашом. На эту работу вам всего 1 минута.
- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам посоветоваться с такими же специалистами по этому вопросу.
- Объединитесь в " экспертные" группы по цвету карточек с вопросами. - За этот стол сядут специалисты по вопросу на красной (синей, оранжевой, желтой,фиолетовой)
карточке.   На столы ставятся цветовые карточки и дети рассаживаются в новые группы, прикалывают цветовые символы.
- Теперь ваша задача- обменяться мнениями и утвердиться в правильности ответа на ваш вопрос.
   Дети обсуждают в " экспертных" группах ответ на вопрос, приходят к общему мнению.
   По окончании работы в "экспертных" группах учащиеся возвращаются в свои "рабочие" группы и делятся полученной информацией, каждый
должен рассказать ответ на "свой" вопрос (5 минут).
   Работа заканчивается ответами на вопросы желающих перед всем классом.
Вопросы: 1    Почему именно березовые баклуши любил бить Иван Васильевич? 2    С чего начиналась работа по битью баклуш?
3    Как делали чурочки, которые в народе называют баклушами? 4    Что чаще всего изгготавливали из баклуш ?
5    Какой новый смысл приобрело выражение "бить баклуши" ?
Учитель подводит итог работы стадии осмысления:
- Да, действительно, по сравнению с очень тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась легкой. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Но далеко не у каждого получится сейчас баклуши бить. - Посмотрите- какой сюрприз вас ожидает...( в специально отведенном месте - выставка
деревянных ложек, плошек ...) - Разве пустячное дело - баклуши бить? Ведь без этой работы нечем было бы русским людям щи, да кашу хлебать!
На стадии размышления учащиеся возвращаются к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие
практические задания на основе изученной информации. Дети рисуют, чертят, делают аппликацию, затем представляют свои работы.( защищают свои работы по-очереди у доски.
Постепенно все рисунки вывешиваются на доску).Домашнее задание - любое из трех заданий:
1- Написать СИНКВЕЙН со словами: работа, безделье, труд, баклуши, ложки, мастер... 2- Подобрать пословицы о труде и лени.
3- Сочинить историю о том как герои " баклуши били" и чем эта история закончилась?
Текст:    Жил-был в одном селе Иван.
Все уважали его за то, что он всю свою жизнь бил баклуши.    Начиналась его работа с того, что он брал
в одну руку топор, в другую - острозубую пилу и отправлялся в березовую рощу. Там он рубил и подпиливал облюбованную заранее березку. Именно березку. Ведь бить баклуши Иван любил именно березовые - самые для его дела подходящие.
- Береза, - говорил Иван, дерево удивительное: и веселое, и плакучее, и для всякого дела - случая.
Затем он непременно добавлял: - И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятано сорок поделок: и чашки, и плошки, мгрушии и ложки!     После чего принимался Иван напиленные чурбаки разбивать топором на чурочки, которые в народе называют баклушами. Все баклуши он бил заданных размеров: большая баклуша - большая ложка, маленькая - маленькая ложечка.     Из баклуш Иван начинал делать ложки. Теслом выдалбливал углубленную часть, ручку аккуратно вытачивал пилкою. Остальное доделывал острым как бритва ножиком. Затем готовую ложку
покрывал олифой - вареным льняным маслом, чтобы она была ни для чего жидкого непроницаемой. Танюшка и Василек, дети Ивана, занимались разрисовкой ложек и их сушкой в печи. Легкими и удобными выходили из жаркой печки ложки. Все они получались разными, не очень ровными.     Что же до выражения «бить баклуши», в ту пору означавшего
раскалывать осиновые и березовые чурбаки на чурки и чурочки для изготовления из них деревянных изделий, то оно со временем приобрело новый смысл. Ведь «бить баклуши» означает сегодня еще и бездельничать, ничего не делать. Да, действительно, по сравнению с тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась пустячной. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.     Хотя битье баклуш, как мы теперь знаем, требовало и тонкого
расчета, и умелых рук, и немалого усердия. За это и уважали Ивана односельчане.
|