РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Начальная школа

Тема: "Жила- была баклуша"

Приём: "зигзаг-2".

Цель урока:
    Уточнить и расширить представления учащихся о значении фразеологизма "бить баклуши", используя различные приемы КМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников.

Литература:
   по сказке "Жила - была баклуша" (Синицына Е.И."Умные занятия".М.:"Лист",1999 г.)
Автор:   М.В. Данильцина, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:
Учащиеся сидят по группам 5 человек (5 групп), это "рабочие группы".
   На стадии вызова учитель вопросами стимулирует учащегося вспомнить, что ему известно по изучаемой теме, делать предположения:

- В разговорной речи есть такое русское выражение " бить баклуши".
- Как вы его понимаете? ( выслушиваются 2-3 ответа)
- Пофантазируйте и объясните это выражение с помощью рисунков. Каждый сейчас работает самостоятельно.
- А теперь рассмотрите рисунки в своей "родной" группе, обсудите.
- Представьте, что авторы книги попросили вашу творческую группу сделать иллюстрацию к выражению "бить баклуши ".

   Обсуждение заканчивается выступлениями, каждой группе дается время для объяснения своего варианта. Учитель подводит итог:

- Все вы по-своему правы, но сейчас вы прочитаете историю о том, откуда пошло выражение "бить баклуши" и что такое баклуша на самом деле.

Смысловая стадия. Каждая "рабочая" группа получает тексты и конверт с вопросами. Дети читают текст 2-3 минуты. Учитель готовит их к переформированию в группы "экспертов":

- Достаньте из конверта карточки с вопросами. Прочитайте их в группе.
- Переверните карточки и теперь возьмите каждый себе один вопрос.
- Прочитайте свой вопрос.
- Перечитайте текст, если найдете ответ на свой вопрос подчеркните его простым карандашом. На эту работу вам всего 1 минута.
- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам посоветоваться с такими же специалистами по этому вопросу.
- Объединитесь в " экспертные" группы по цвету карточек с вопросами.
- За этот стол сядут специалисты по вопросу на красной (синей, оранжевой, желтой,фиолетовой) карточке.

   На столы ставятся цветовые карточки и дети рассаживаются в новые группы, прикалывают цветовые символы.

- Теперь ваша задача- обменяться мнениями и утвердиться в правильности ответа на ваш вопрос.

   Дети обсуждают в " экспертных" группах ответ на вопрос, приходят к общему мнению.
   По окончании работы в "экспертных" группах учащиеся возвращаются в свои "рабочие" группы и делятся полученной информацией, каждый должен рассказать ответ на "свой" вопрос (5 минут).
   Работа заканчивается ответами на вопросы желающих перед всем классом.
Вопросы:
1    Почему именно березовые баклуши любил бить Иван Васильевич?
2    С чего начиналась работа по битью баклуш?
3    Как делали чурочки, которые в народе называют баклушами?
4    Что чаще всего изгготавливали из баклуш ?
5    Какой новый смысл приобрело выражение "бить баклуши" ?

Учитель подводит итог работы стадии осмысления:

- Да, действительно, по сравнению с очень тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась легкой. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Но далеко не у каждого получится сейчас баклуши бить.
- Посмотрите- какой сюрприз вас ожидает...( в специально отведенном месте - выставка деревянных ложек, плошек ...)
- Разве пустячное дело - баклуши бить? Ведь без этой работы нечем было бы русским людям щи, да кашу хлебать!

На стадии размышления учащиеся возвращаются к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие практические задания на основе изученной информации. Дети рисуют, чертят, делают аппликацию, затем представляют свои работы.( защищают свои работы по-очереди у доски. Постепенно все рисунки вывешиваются на доску).

Домашнее задание - любое из трех заданий:
1- Написать СИНКВЕЙН со словами: работа, безделье, труд, баклуши, ложки, мастер...
2- Подобрать пословицы о труде и лени.
3- Сочинить историю о том как герои " баклуши били" и чем эта история закончилась?

Текст:
   Жил-был в одном селе Иван. Все уважали его за то, что он всю свою жизнь бил баклуши.
   Начиналась его работа с того, что он брал в одну руку топор, в другую - острозубую пилу и отправлялся в березовую рощу. Там он рубил и подпиливал облюбованную заранее березку. Именно березку. Ведь бить баклуши Иван любил именно березовые - самые для его дела подходящие.
- Береза, - говорил Иван, дерево удивительное: и веселое, и плакучее, и для всякого дела - случая.
Затем он непременно добавлял:
- И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятано сорок поделок: и чашки, и плошки, мгрушии и ложки!
    После чего принимался Иван напиленные чурбаки разбивать топором на чурочки, которые в народе называют баклушами. Все баклуши он бил заданных размеров: большая баклуша - большая ложка, маленькая - маленькая ложечка.
    Из баклуш Иван начинал делать ложки. Теслом выдалбливал углубленную часть, ручку аккуратно вытачивал пилкою. Остальное доделывал острым как бритва ножиком. Затем готовую ложку покрывал олифой - вареным льняным маслом, чтобы она была ни для чего жидкого непроницаемой. Танюшка и Василек, дети Ивана, занимались разрисовкой ложек и их сушкой в печи. Легкими и удобными выходили из жаркой печки ложки. Все они получались разными, не очень ровными.
    Что же до выражения «бить баклуши», в ту пору означавшего раскалывать осиновые и березовые чурбаки на чурки и чурочки для изготовления из них деревянных изделий, то оно со временем приобрело новый смысл. Ведь «бить баклуши» означает сегодня еще и бездельничать, ничего не делать. Да, действительно, по сравнению с тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась пустячной. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
    Хотя битье баклуш, как мы теперь знаем, требовало и тонкого расчета, и умелых рук, и немалого усердия. За это и уважали Ивана односельчане.


  вверх назад  
Hosted by uCoz