РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Приёмы технологии РКМ

Дискуссии
   Одна из задач современной школы - обучение демократическим и гуманистическим принципам деятельности. Для этого используются различные методы и технологии, в частности те, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.
    В этой связи одно из заметных мест принадлежит учебной дискуссии, как групповому, так и двустороннему диалогу. С одной стороны диалогу с конкретным содержанием, где учащиеся осознают глубину обсуждаемой проблемы, актуализируют и переосмысливают полученные ранее знания, с другой - диалогу с партнерами в классе (группе). В результате организации взаимодействия, выполнения коллективной задачи вырабатывается общий подход, согласование, формируется навык соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности. Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её.
    В результате применения учебной дискуссии
   - происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;
   - расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений;
   - формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;
   - обогащается эмоциональный опыт, так как группа - это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений.
   - ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;
   - ребенок может сопоставить свое "Я" с другими (самодиагностика).

   Именно в группе формируется индивидуальность ребенка. Тема учебной дискуссии должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог, в обсуждение. При этом участники должны иметь определенные знания по теме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной. Тема должна соответствовать дидактическим и воспитательным задачам. Таким образом дискуссия (диалог) возможна только тогда, когда соблюдены определенные условия:
   - наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;
   - готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;
   - наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;
   - наличие возможности высказаться;
   - развернутая, корректная аргументация своей позиции;
   - наличие возможности задавать вопросы.

   При организации дискуссии нельзя забывать о правилах ведения и правилах поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии М.В.Кларин называет следующие:
    1.Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками;
    2.Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
    3.В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;
    4.Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены;
    5.В ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.


Совместный поиск

   Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:
   - на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?
   - Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?
   - Какие чувства испытали?
   Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.
   Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.
   Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.
   По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст.Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам. Например, Маша думает так, Борис - так, а как думаешь ты?
   Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса.

Перекрёстная дискуссия

Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т.п. Это очень важные умения для современной жизни. Во-первых, дети в силу возрастных особенностей, воспитания категоричны в своих оценках. Они видят очень конкретные полярные явления (плюс - минус, черное-белое, добро-зло). К сожалению, у некоторых этот детский максимализм сохраняется надолго, что, безусловно, значительно усложняет им жизнь. Между тем в окружающем мире мы не встретим однозначных, плоскостных явлений. И добро может быть "с кулаками", и зло " во благо", и красота уродлива, а уродство красиво. Смотря кто, как и зачем смотрит, делает, говорит и т.п. Все великие открытия совершаются тогда, когда "открыватель" подвергает сомнению установленное мнение. Так Коперник, подвергнув сомнению общепринятое мнение, что звезды и планеты движутся вокруг Земли, смог увидеть Солнце как центр системы.
   Перекрестная дискуссия интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия. "Я опровергну то, что вы сказали, но я буду до смерти защищать Ваше право говорить это",- писал Вольтер. Эта мысль должна быть ведущей при проведении любой, а не только перекрестной дискуссии. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя слышать только себя.

   Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.
   - Формулировка вопроса.
   - Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
   - Составление схемы для перекрестной дискуссии.
   Она выглядит так.
   Вопрос - проблема?
Да (за)   Нет (против)
1.             1.
2.             2.
3.             3.
   Вывод (краткий): Да, потому что…   Нет, потому что…
   - Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".
   Необходимое замечание. На этом этапе могут возникнуть сомнения у учителей и учащихся: нравственно ли, имея твердое убеждение, доказывать противоположную точку зрения. В этом случае можно предложить записать свои аргументы и предугадать аргументы оппонентов.

   Алгоритм работы таков:
   - Когда каждый набрал достаточное количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.
   - Теперь можно озвучить аргументы для всего класса. Сначала "за", затем "против". Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.
   Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику.
   - Заканчивается урок индивидуальной работой.
   Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.
   Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение-размышление. Слабым учащимся можно предложить схему письменной работы:
   - Моя позиция.
   - Краткое обоснование.
   - Возможные возражения.
   - Доказательства правильности моей позиции.
   - Заключение.
   Планируя включение дискуссии в урок, необходимо, прежде всего, ясно осознать цель этого включения.

Примеры уроков:


Nп/п Тема урока Предмет Другие приёмы Класс
1 "О двух ворах и попе, одержимом подагрою" И.Новиков Литература - 7
2 "Повесть о Шемякином суде" Литература - 7

  вверх назад  
Hosted by uCoz