РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Начальная школа

Тема: "Глаз", 3 класс.

Приём: "зигзаг", "верите ли вы", "кластер".

Цель урока:
    1. Познакомить с новыми понятиями: зрачок, хрусталик, роговица, сетчатка, радужная оболочка.
    2. Познакомить со строением глаза.
    3. Дать представление о гигиене глаз.
    4. Продемонстрировать знание изученной темы.

Литература:
    Поглазова О.Т. "Окружающий мир" (учебник), М., ЗАО "ИНПРО-РЕС", 1998г.; Сухарев Ю.Ф. "Природоведение" (методическое пособие к урокам природоведения).
Автор:   Н.И. Чибисова, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:
   На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и не верные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

высказывание до ч-я после ч-я
  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.        
  2. Форма глаза напоминает яблоко.        
  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.        
  4. Зрачок - это отверстие в глазу.        
  5. В глазу имеется прозрачная линза.        
  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.        
  7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.        

Смысловая стадия. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке с текстом.

Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный конспект.
    1-я группа: кластер "Что можно увидеть глазами".
    2-я группа: внешнее строение глаза (схема) и значение каждой части.
    3-я группа: внутреннее строение глаза (схема).
    4-я группа: как видит человек (схема).
    5-я группа: сигналы ( как ухаживать и беречь глаза).

На стадии размышления:
    1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
    Аутотренинг.
    2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
    3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".

Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.

Тексты для чтения в группах:
    1. Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размере предмета, о его цвете, движется предмет или покоится, где предмет находится относительно нас: далеко или близко, слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. И, конечно, незаменимым является зрение для чтения книг, для просмотра кинофильмов и TV передач, из которых мы тоже очень много узнаем об окружающем мире. Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км. Пленки. Глаза позволяют видеть мир красочным и объемным. Именно наличие двух симметричных глаз создает возможность видеть мир объемно, а не плоско, как на фотопленке.
   Лучше всего человек видит до 12-ти лет, если у него нет дефектов зрения.

    2. Посмотрите как надежно расположен глаз в черепе человека, в специальной выемке - глазнице, защищенной выступами костей. При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя.
   Кроме того, глаз хорошо защищен веками (верхними и нижними) от попадания в него пыли, насекомых, мелких предметов.
   Веки на своем краю снабжены волосками - ресницами. Ресницы очень нужны глазу - при попадании в глаз каких-либо частиц, они прежде всего касаются ресниц, и глаз мгновенно закрывается.
   Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек.
   Посмотрите внимательно и достаточно долго друг на друга. Вы заметите, что веки время от времени смыкаются и быстро расходятся - мы моргаем.
   Почему человек моргает?
   Под веками у человека находятся специальные железы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смазывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение. При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.
   Есть еще защита глаз - это слезы. Они вымывают соринки и убивают микробы. В сутки у человека выделяется обычно около одного кубического сантиметра слез.
   Брови над глазами оберегают их от капелек пота, которые порой текут со лба. Глаза никогда не мерзнут. У них нет нервных окончаний, чувствительных к холоду.

    3. Сам глаз представляет собой круглое тело - ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Оно очень подвижно и может быстро поворачиваться.
   В передней части глазного яблока есть РАДУЖНАЯ ОБЛОЧКА, которая достается нам по наследству от наших родителей. От этого зависит цвет глаз (голубые, черные, серые, карие).
   Определи цвет глаз соседа.
   Но вот что интересно - не бывает красных, оранжевых, желтых глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке - ЗРАЧОК. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется.
   За зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая увеличительное стекло. Линза - это ХРУСТАЛИК. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока - СЕТЧАТКУ. На сетчатке располагаются чувствительные нервные волокна. Поворачивают глаз вверх, вниз, влево и вправо ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ. Снаружи глаз покрыт прозрачной роговой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ.

    4. Окружающие нас тела либо отражают свет (как, например: цветок, здание, человек), либо излучают его сами (как солнце, свеча, электрическая лампочка). И если лучи света попадают в наши глаза, то мы их видим.
   Разные предметы расположены от нас поразному - близко и далеко. Поэтому лучи в глаз проходят поразному. Чтобы направить эти лучи точно на дно глаза - сетчатку, хрусталик постоянно изменяет форму? То становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние.
   Само глазное яблоко тоже очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.
   И так, роговица и хрусталик, изменяя ход лучей, формируют изображение на сетчатке глаза. Здесь нервные волокна воспринимают световую информацию. По зрительному нерву это информация проходит в мозг, который дает нам зрительное ощущение размера, формы, цвета, расположения и движения предмета.
   Удивительно, что изображение рассматриваемого предмета на сетчатке получается перевернутым. Но мы видим все нормально! И благодаря мозгу. Новорожденные дети первые дни своей жизни видят все "вверх ногами", и одну- две недели мозг учится все "ставить на ноги".

    5. Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать лежа и при плохом освещении.
   Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения - 25 - 30 см. это легко проконтролировать: если поставить руку на локоть, тогда глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Лучше, если книга будет наклонена. Через каждые 20-30 минут чтения надо делать небольшой перерыв, чтобы дать глазам отдых.
   Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков. Это вредно!
   Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь м микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком.
   Не держите острые предметы около глаз.
   При заболевании глаз всегда обращайтесь к врачу.
   Не смотрите долго телевизионные передачи.
   Все это отрицательно влияет на зрение.


  вверх назад  
Hosted by uCoz