Ход урока:    На стадии вызова обращаемся к
учащимся с просьбой вспомнить все, что они знают, или думают, что знают, о местоимениях. Через 3-5 минут просим поделиться своими знаниями с соседом
по парте. Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая
при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
Смысловая стадия. Подготовка к чтению. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения
статьи делать в тексте пометки. V- эту информацию знал, знаю, вспомнил; + -это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы..Учащиеся самостоятельно читают статью, используя пометки.
Текст "Понятие местоимение" В русском языке есть слова, которые употребляются в речи
вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым
ароматом. (М.Горький). В этом отрывке слово оно заменяет существительное море , указывая на предмет.    Местоимение
- самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.    К местоимениям можно задать
вопросы: кто? что? (я, он, мы); какой? чей? (этот, наш); как? где? когда? (так, там, тогда) и др. Какой вопрос следует задать, зависит от части речи,
которую местоимение заменяет: Мой (чей?) брат ходит в детский сад. Там (где?) ему (кому?0 нравится.     Слов-местоимений в языке
немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи, так как одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов.
   Общее грамматическое значение местоимений - указание на предметы, призна-ки, количество без названия их.    
Морфологические и синтаксические признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти
не имеют особых морфологических и синтаксических признаков.    В предложении местоимение обычно бывают подлежащими,
дополнениями, как имена существительные, определениями, как имена прилагательные, обстоятельствами, как наречия.    Местоимения
помогают объединять предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.
На стадии размышления, после того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим
первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске.
Учитель убирает с доски неверную информацию.    Стадию размышления продолжает беседа по материалам статьи.
    Возможные вопросы · Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него)
· Все ли понятно? Какие появились вопросы?    Таким образом проговариваются основные положения статьи.    
Если учащиеся материал начальной школы забыли основательно, можно попросить их составить таблицу пометок или записать кратко только те положения,
которые помечены знаком "+", т.е. новая для них информация.    Если у учащихся возникли вопросы, выходящие за рамки статьи
учебника, необходимо порекомендовать источники, к которым можно обратиться для поиска ответов.    Практическое применение
знаний: выполнение упражнений, предложенных в учебнике или составление устных высказываний по теме.    Необходимое замечание.
Данная схема урока может быть использована на любом материале учебника "Теория" (наиболее активно на уроках повторения).
|