РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Литература

Тема: "Сказки"

Приём: "инсерт".

Цель урока:
   Знакомство с жанровыми особенностями сказок.

Литература:
   
Авторы:   Е.А.Трифонова, гимназия №70

Ход урока:
   На стадии вызоваучащимся предлагается в течение 3-5 минут записать все, что знают или им кажется, что знают, о сказках. Важно записать все, что придет на ум. Работа проводиться в парах.

Необходимое замечание.
   Учитель может организовать эту работу так: повернитесь друг к другу и спросите, что вы знаете или думаете, что знаете о сказках, вы могли бы спросить друг друга, какие бывают сказки, какие слова чаще встречаются в сказках, как строится сказка, какие герои бывают в сказках и т.д. Учитель просит фиксировать все идеи, даже разногласия. Этот прием называется "список известной информации". Далее можно организовать групповую работу. Попросим наших учащихся поделиться своими знаниями в группе, уточнить свою позицию. Затем просим поделиться информацией с классом. Все версии учитель записывает на доске. Информация наверняка будет объемной и противоречивой, но если вам кажется, что учащиеся были недостаточно активны, то возможно активизировать мыслительную деятельность вопросами:
- Всегда ли сказка называлась сказкой?
- Как определить, к какой группе сказок относится выбранная?
- Почему главному герою помогают, он заслуживает эту помощь?
- Почему герой всегда побеждает?
- Какие события происходят в основной части?
- Сказки развлекают или воспитывают?

После обсуждения объем информации увеличился, количество разногласий - тоже. Предложим учащимся прочитать статью, которая прояснит ситуацию.

Смысловая стадия. Подготовка к чтению. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
V- соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;
+ = то, что вы знаете, является для вас новым;
? - непонятно, или вы хотели бы получить дополнительную информацию.

Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею.

Текст
Сказки.

   Если подобрать к слову "сказка" однокоренные слова. то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка - сказывать - рассказывать. то есть сказка - это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
   Интересное происхождение термина "сказка". Слово "сказка" в нынешнем значении, как утверждают ученые существует недолго. памятники письменности свидетельствуют о том, что в Древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок - "баснь", "байка", от глагола "баять", а сказочников называли "бахарями". Сегодня слово "Байка" в значении "сказка" употребляется в украинском и польском языках.
    Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. в сказках о животных главными персонажами, естественно. являются животные, иногда им противостоит человек. В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа; животные здесь, как правило, добрые помощники героя. В этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально-бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонаже - люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.
   Подробнее поговорим о волшебной сказке.
   Мир волшебной сказки - мир особый, удивительный. это мир сказочной фантастики. В выдуманном тридевятом царстве, в тридевятом государстве живут и действуют необычные герои. Фантастические многоголовые змеи, чудо-юдо, Баба-Яга - костяная нога, Кощей Бессмертный, морской царь, царевна-лягушка и другие. Есть герои как будто из реальной жизни: люди, животные. но и они обладают в сказке особыми фантастическими свойствами: необыкновенной силой, способностью оборачиваться, мгновенно преодолевать огромные расстояния. выполнять в заданный срок невыполнимое и многое другое.
   Волшебные сказки обычно длинные и многонаселенные. Героев в них много. но по общим признакам они объединяются в несколько типов. В сказке всегда есть главный герой. жизнь героя нелегка, потому что у него всегда есть противник. Противник и делает жизнь героя трудной. создает ему такие препятствия, которые, кажется, и не преодолеть. Но сказка добра. и поэтому в ней всегда есть силы, которые помогут герою в самых невероятных обстоятельствах . Это волшебные помощники сказочного героя.
   Cказка не только добра, но и справедлива. Чудесный дар герой должен заслужить. Чем же заслужить? Прежде всего добронравием.
    Волшебные сказки имеют сходство в композиции. Во всех них выделяются некоторые обязательные композиционные части. Все волшебные сказки имеют зачин - эта часть сказки всегда обозначает место действия и знакомит с некоторыми героями. зачин - не только обязательная часть любой волшебной сказки, он еще и оформляется в них одинаково. Для этого существуют сказочные формулы начала. "За тридевять земель, в тридевятом царстве жил-был царь с царицею...,"В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха" - вот два примера зачинов волшебной сказки. В них подчеркнуты сказочные формулы. Все волшебные сказки имеют концовку. Любая сказка имеет счастливый конец. Для этой композиционной части тоже сказочные формулы. "И стали жить, поживать, добра наживать".
   Основная часть в разных волшебных сказках тоже строится однотипно. Волшебная сказка - это история о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает. Сам рассказ о волшебных приключениях героев обычно содержит несколько частей:
-появление препятствия или трудностей, которые герой должен преодолеть, обретение волшебного помощника или чудесного свойства;
-преодоление трудностей.
   Зачину всегда предшествует присказка, обычна шутливая. присказка настраивает слушателя на восприятие сказки.
   Мир волшебных сказок при всей его фантастичности отражает мир людей, которые ее рассказывали и слушали. Следовательно, в русской волшебной сказке отражена русская жизнь. например, Баба-Яга живет в избушке и лежит на русской печи, царевна живет в тереме о двенадцати венцах. В сказке отражена и родная природа,но вот нравственный мир волшебной сказки не имеют национальных различий. Он общечеловеческий. Это прежде всего мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она защищает слабых и обиженных. Это и мир справедливости.
   Сказка незаметно, но постоянно учит. учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам.

После того, как учащиеся закончили чтение статьи и сделали необходимые пометки, учитель просит сравнить полученную информацию с первоначальными версиями. Учащиеся составляют в тетради таблицу, обобщая полученную информацию. В соответствующих графах тезисно записывается информация, выделенная указанными значками при чтении статьи.

Стадия рефлексии.Работа с классом. Учащиеся озвучивают таблицы, учитель вносит необходимые исправления в список информации, который появился на стадии вызова. Основой для беседы с классом могут стать вопросы:
- Какие идеи подтвердились?
- Что оказалось новым?
- Какие позиции не совпали?
- Что хотели бы узнать о сказках?
   Урок заканчивается проблемным вопросом, на который статья не дает ответа.
Задача учителя - подсказать учащимся другие источники информации, порекомендовать ознакомить с литературой по теме. Это и станет домашним заданием.


  вверх назад  
Hosted by uCoz