РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
История

Тема: "Окончание Второй Мировой войны. Роль Японии."

Приёмы: кластеры, инсерт.

Цель урока:
   Используя приемы технологии развития критического мышления, обеспечить высокий интерес к теме, углубить знания учащихся по теме, сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обобщить изученный материал, обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности, эмоциональный и творческий подъем для завершения изучения темы "Вторая Мировая война".

Литература:
   текст "Энциклопедия для детей", т.5 "Всемирная история",
Москва, "Аванта +", 1996 год. Предмет. История Отечества, 11 класс: Раздел "Вторая Мировая война"
Автор:   И.В.Муштавинская, гимназия 177, СПб.

Ход урока:
    На стадии вызова, используя знания обобщенные в группе, просим учащихся ответить на вопросы или расширить смысловые блоки (вопросы или заголовки смысловых блоков расположены в виде кластеров) На данном уроке учитель сам предлагает учащимся вопросы для изучения темы и основную стратегию изучения материала - кластеры. Учащиеся пользуясь предложенной схемой, делают предположения на основе собственного опыта и имеющихся знаний.
   Предположения могут быть ошибочными, могут противоречить друг другу (напрмер, на этом уроке, проводимом в одном из классов, появились такие "ответвления" в смысловом блоке "Основные театры военных действий": Тихий океан, Маньчжурия, Антлантический океан, Японские острова).
   Задача учителя на этом этапе урока выслушать предположения учащихся, записать их, заполняя кластер на доске.
   Таким образом, происходит погружение учащихся в тему, возникает интерес к ней, появляется необходимость разрешить противоречия, проникнуть в тему поглубже.
гроздь 1
       Cмысловая стадия.
   Для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу учащимся предлагается текст "Участие Японии во Второй Мировой войне".
   Чтобы сохранить интерес к теме на этой стадии урока используется технологический прием "Инсерт".
   Во время чтения текста учащиеся по мере необходимости на полях делают пометки - значки маркировки. По окончании чтения текста просим учащихся составить таблицу "Инсерт", эта работа ведется индивидуально.
   Возможен такой этап работы: учащиеся в группах обсуждают содержание "своих" таблиц, перед общим обсуждением в классе.
   Обсуждение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности графы "?" обеспечит выход на новые источники информации.

    Cтадия размышления. Далее нам следует вернуться к первоначальным записям на доске (кластерам), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа может проводиться фронтально со всем классом, можно организовать работу по группам: последовательно выслушивая группы, либо попросить группу отвечать за одно из "ответвлений" кластера, другие группы могут вносить дополнения. Еще одним заданием может стать выявление причинно-следственных связей меду смысловыми блоками кластера.
   Внесение изменений, дополнений фиксируется на доске (советуем делать это цветным мелком), заполнение кластера в рабочей тетради может вестись параллельно, а может стать заданием на дом.
На стадии рефлексии можно предложить следующие вопросы:
а) Как изменились ваши знания по изучаемому вопросу? Что вас особенно поразило? О чем вы хотели бы узнать поподробнее?
б) Что мы делали сегодня на уроке? Чем эти методы отличаются от знакомых нам методов? Что данный метод дал лично вам?
Эти премы "работают" на информационном тексте, но это не значит, что учителя литературы должны исключить их из своего арсенала.


   Текст: "Участие Японии во Второй Мировой Войне"

   К 1945 г. Япония стояла на пороге поражения. После перелома в ходе войны, происшедшего в 1943 г., союзники заметно активизировали свои действия. Началось возвращение захваченных японцами огромных территорий в Азии, бесчисленных больших и маленьких островов в Тихом океане. Война шла упорная и жестокая. Играли свою роль и природно-климатические условия. Во время длившегося полгода (с июля 1944 по январь 1945 г.) наступления союзников в Бирме "... продвижение, по словам Черчилля, шло очень медленно... так нашим промокшим до нитки солдатам приходилось вести бои днем и ночью в условиях тропических дождей. На так называемых проселочных дорогах теперь образовалась непролазная грязь, через которую часто приходилось перетаски-вать на руках орудия и машины. Удивительно было не то, что продвижение идет медленно, а то, что в таких условиях какое-либо передвижение вообще возможно". Японцы оборонялись с необычайным упорством. Союзники добивались успеха благодаря огромному превосходству в вооружении и умелой тактике. В 1941-1945 гг. в южных морях Тихого океана происходили грандиозные морские сражения, с одновременным участием сотен боевых кораблей - линкоров, авианосцев, торпедных катеров и подводных лодок, в воздух поднимались армады самолетов-торпедоносцев и истребителей.
   Решающими в войне на Тихом океане стали апрель-июнь 1944 г., когда американцам удалось отвоевать Марианские острова. В четырехдневном воздушном сражении в июне 1944 г. японцы потеряли сотни боевых самолетов. Три японских авианосца из де-вяти участвовавших в одновременно разыгравшемся морском бою пошли ко дну. Превосходство американцев на море и в воздухе было многократным. К Марианским островам они бросили 7 линкоров, 15 авианосцев, 13 крейсеров и 58 эсминцев. Эта победа открыла путь к освобождению Филиппин и Индонезии.
   Исход борьбы за Филиппины решило морское сражение у острова Лейте в октябре 1944 г. С американской стороны в нем участвовало около 800 судов, включая десантные, с японской - ударные силы флота, сведенные в четыре эскадры. Американцы потопили 3 японских линкора из 9, все четыре авианосца и 6 крейсеров из 19, серьезно повредив многие другие боевые суда.
   Сражение у Лейте примечательно также тем, что в нем впервые участвовали лет-чики-самоубийцы - камикадзе ("ветер богов"). Личный пример подал контр-адмирал Арима, после чего началось формирование специальных летных частей. У Лейте камикадзе потопили один и повредили четыре авианосца... ...Сохранилась военная кинохроника тех лет: летчик-камикадзе в белоснежном шарфе выпивает свой последний глоток сакэ (японская водка) и садится в кабину начи-ненного взрывчаткой самолета, чтобы врезаться в борт вражеского корабля или быть сбитым зенитным огнем. Фанатично преданные императору и военному долгу, многие японские солдаты, летчики и моряки, не говоря уже об офицерах-самураях, необычайно остро переживали военные неудачи. Жестокие в обращении с пленными, японцы сами редко сдавались в плен. Перед лицом поражения тысячи японских офицеров и генералов совершали харакири - обряд ритуального самоубийства. И не только офицеры: когда американская морская пехота высадилась на один из Марианских островов, то вслед за офицерами почти все уцелевшие солдаты и многие из мирных жителей, включая женщин и детей, покончили жизнь самоубийством. Последние большие бои в Тихом океане произошли с марта по июнь 1945 г. Во время захвата американцами и англичанами японских островов Иводзима и Окинава и освобождения Индонезии. Их исход был предрешен заранее. У Окианавы, например, только американцы собрали войска около 500 тыс. человек и 1300 судов, включая 10 линкоров и 14 авианосцев, тысячи боевых самолетов. Союзникам противостояла 120-тысячная группировка японских войск, остатки японского флота и тысячи летчиков-камикадзе. Штурм острова длился два месяца. Японцы потопили около 30 американских судов и сбили 750 самолетов, потеряв при этом 7800 боевых машин и почти все оставшиеся корабли.
   Весной 1945 г. Осложнились отношения между Англией и США, с одной стороны, и СССР - с другой. По словам Черчилля, англичане и американцы опасались, что после победы над Германией будет трудно остановить "русский империализм на пути к мировому господству", и поэтому решили, что на последнем этапе войны союзные армии должны как можно дальше продвинуться на Восток.
   12 апреля 1945 г. внезапно умер президент США Франклин Рузвельт. Его приемником стал Гарри Трумен, занимавший более жесткую позицию по отношению к Советскому союзу. Смерть Рузвельта породила у Гитлера и его окружения надежду на развал коалиции союзников. Но общая цель Англии, США и СССР - уничтожение нацизма - возобладала над усиливающимися взаимным недоверием и разногласиями.
    Война кончилась. В апреле советская и американская армии с двух сторон подо-шли к реке Эльбе. Кончалось и физическое существование фашистских главарей. 28 ап-реля итальянские партизаны казнили Муссолини, а 30 апреля, когда бои шли уже в центре Берлина, покончил жизнь самоубийством Гитлер.
   7 апреля 1945 г. в городе Реймсе, в штаб-квартире Эйзенхауэра был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии. 8 мая эта процедура повторена в Карлсхорсте.
   В июле 1945 г. состоялась последняя встреча руководителей антигитлеровской коалиции. Обсуждалось будущее послевоенной Европы. Во время одной из встреч Трумен сообщил Сталину о том, что в США создано оружие исключительной разрушающей силы - атомная бомба.
    26 июля 1945 г. США, Англия и Китай предъявили Японии ультиматум, требующий немедленной безоговорочной капитуляции. Он был отвергнут. 6 августа над Хиросимой, а через три дня, 9 августа, - над Нагасаки были взорваны атомные бомбы. В результате два города со всем населением были сметены с лица земли. Советский Союз объявил войну Японии и двинул свои войска в Манчжурию, захваченную японцами провинцию Китая. 14 августа Япония капитулировала. Официальный акт о капитуляции был подписан на борту американского линкора "Миссури" 2 сентября 1945 г. представителями США, Англии, СССР и Японии.

  вверх назад  
Hosted by uCoz