Приёмы технологии РКМ |
Дискуссии |
   Одна из задач
современной школы - обучение демократическим и гуманистическим принципам деятельности. Для этого используются различные
методы и технологии, в частности те, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.
    В этой связи одно из заметных мест принадлежит учебной дискуссии, как групповому, так и двустороннему диалогу. С одной стороны диалогу с конкретным содержанием, где учащиеся осознают глубину обсуждаемой проблемы, актуализируют и переосмысливают полученные ранее знания, с другой - диалогу с партнерами в классе (группе). В результате организации взаимодействия, выполнения коллективной задачи вырабатывается общий подход, согласование, формируется навык соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности. Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её.     В результате применения учебной дискуссии    - происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;    - расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений;    - формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;    - обогащается эмоциональный опыт, так как группа - это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений.    - ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;    - ребенок может сопоставить свое "Я" с другими (самодиагностика).    Именно в группе формируется индивидуальность ребенка. Тема учебной дискуссии должна быть спорной,
неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог, в обсуждение. При этом участники должны иметь
определенные знания по теме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной. Тема должна
соответствовать дидактическим и воспитательным задачам. Таким образом дискуссия (диалог) возможна только тогда,
когда соблюдены определенные условия:
   При организации дискуссии нельзя забывать о правилах ведения и правилах поведения в процессе общения.
Среди правил ведения дискуссии М.В.Кларин называет следующие:
|
Совместный поиск |
   Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:    - на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?    - Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?    - Какие чувства испытали?    Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.    Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.    Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.    По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст.Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам. Например, Маша думает так, Борис - так, а как думаешь ты?    Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса. |
Перекрёстная дискуссия |
Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т.п. Это очень важные умения для современной жизни. Во-первых, дети в силу возрастных особенностей, воспитания категоричны в своих оценках. Они видят очень конкретные полярные явления (плюс - минус, черное-белое, добро-зло). К сожалению, у некоторых этот детский максимализм сохраняется надолго, что, безусловно, значительно усложняет им жизнь. Между тем в окружающем мире мы не встретим однозначных, плоскостных явлений. И добро может быть "с кулаками", и зло " во благо", и красота уродлива, а уродство красиво. Смотря кто, как и зачем смотрит, делает, говорит и т.п. Все великие открытия совершаются тогда, когда "открыватель" подвергает сомнению установленное мнение. Так Коперник, подвергнув сомнению общепринятое мнение, что звезды и планеты движутся вокруг Земли, смог увидеть Солнце как центр системы.    Перекрестная дискуссия интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия. "Я опровергну то, что вы сказали, но я буду до смерти защищать Ваше право говорить это",- писал Вольтер. Эта мысль должна быть ведущей при проведении любой, а не только перекрестной дискуссии. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя слышать только себя.    Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.
   Алгоритм работы таков:
Примеры уроков: |
Nп/п | Тема урока | Предмет | Другие приёмы | Класс |
1 | "О двух ворах и попе, одержимом подагрою" И.Новиков | Литература | - | 7 |
2 | "Повесть о Шемякином суде" | Литература | - | 7 |
  |   |