Ход урока:    Слова учителя на стадии вызова
-Ребята, скажите, пожалуйста, оказывались ли вы когда - нибудь в трудной ситуации. Опишите ее.
-Вы, вероятно, хорошо помните, как вам удалось выйти из затруднительного положения. Расскажите об этом.
-Подумайте, какие черты характера, свойства вашей личности помогли вам разрешить ваши проблемы и найти выход из, казалось бы, безвыходного положения?
Учитель записывает варианты ответов на доску: честность, правдивость, принципиальность, смелость, храбрость, сила воли, находчивость, умение убеждать и т.д.
   Учитель продолжает: - А случались ли у вас размолвки с вашими ровесниками: одноклассниками, товарищами, родственниками?
-Как вы разрешали свои проблемы и приходили к соглашению? -Помогал ли вам в этом кто-нибудь: родители, учителя, сверстники?
-Какие черты характера, по вашему мнению, необходимы, чтобы разрешить подобные конфликты?
На доске появляется запись: Доброта, терпение, дружелюбие, чуткость, умение про-щать, умение понять другого, четкость и определенность собственной позиции и т.д.
   Учитель продолжает задавать вопросы: -Как вы думаете, достойно ли это частное происшествие с отдельными людьми, скажем, с вами,
отображения в литературе? Почему? Выслушав ответы, учитель продолжает:
   Уже в русской средневековой литературе (XVI в.) начинает формироваться светская литература, которая пристально
изучает человека. В это время возникает жанр, называемый "повестью' (в значении "повествование", "рассказ"). Центральное место в этих произведениях занимает
образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, из которой он самостоятельно должен найти выход. Писатели средневековья пристально
вглядываются в особенности русского характера. В XVII в. появляется сатирическая разновидность "повести", которая последовательно ориентируется на народный, фольклорный идеал.
   Сатирическая повесть охотно пользовалась эпизодами из сказок, в то же время в ней поднимались очень серьезные нравственные и социальные проблемы.
   Далее учащимся предлагается логическая цепочка из ключевых слов. Задача: используя данные сочетания слов, в парах тройках написать свои "сатирические
повести" и придумать их названия. Необходимо помнить о соблюдении логической последовательности данных слов: 1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога
По истечению отведенного времени учащиеся читают свои рассказы, сопоставляют их и анализируют.
Смысловая стадия: учащиеся читают средневековую "Повесть о Шемякином суде".
Текст повести:
   В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудности его.
   По некотором времени пришел бедный к богатому просить лошадь,чтобы было на чем ему себе дров привезти.Брат же не хотел дать ему лошади, говорит:
"Много тебя я ссужал, а поправить не мог". И когда дал ему лошадь, а тот, взяв ее, начал просить хомута,обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря:"И того-то,
и хомута у тебя нет своего". И не дал ему хомута.    Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору.
И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.
   И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь,
испортил ее. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке судье.    А бедный брат, видя, что брат пошел бить на него челом, пошел
и сам за братом, зная, что будет все равно за ним из города посылать, а не пойти, так придется еще и приставам проездные платить.    И остановились они
оба в некоем селе, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришел к тому попу, а придя, лег у него на полатях.
И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал
с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть. И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на
бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья, а бедный за ними следом идет.    Шли они через мост у города. А из жителей города
некто вез рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил
отца насмерть.Схватили его, привели к судье.    Он же размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так -
взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал пред судьею.    И вот принес брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке
челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: "Ответствуй!". Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завернутый камень, показал судье и поклонился.
А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: "Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост.
А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь".    А потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что сына у него
задавил. Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и показал судье. Судья увидел и думает, что по другому делу другой узел золота сулит, говорит попу. "Коли он у тебя
сына зашиб, отдай ему свою жену попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в то время возьми у него попадью вместе с ребенком".
   И после начался третий суд за то, что, бросаясь с моста, зашиб он отца старика у сына. Бедный же, вынув из шапки камень, в платке завернутый, показал
в третий раз судье. Судья, чая, что за третий суд он третий узел ему сулит, говорит тому, у кого убит отец: "Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом.
И ты с моста сверзнись сам на него и убей его так же, как он отца твоего".
   После же суда вышли истцы с ответчиком из приказа.Стал богатый у бедного спрашивать свою лошадь, а тот ему отвечает: "По судейскому указу, как-де говорит,
у ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь". Богатый же брат дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы он ему, хоть и без хвоста, ее отдал. А он взял у брата пять
рублей и отдал ему лошадь. И стал бедный у попа спрашивать попадью по судейскому указу, чтобы ему от нее ребенка добыть, а добыв, попадью назад ему отдать с ребенком.
Поп же стал ему бить челом, чтобы он попадьи у него не брал. И взял тот с него десять рублей. Тогда стал бедный говорить и третьему истцу: "По судейскому указу я стану под
мостом, ты же взойди на мост и бросайся на меня так же, как и я на отца твоего". А тот думает: "Броситься мне, так его, поди, не зашибешь, а сам расшибешься". Стал и он
с бедным мирить с я, дал ему мзду за то, чтоб бросаться на себя не велел. И так взял себе бедный со всех троих.
   Судья же прислал слугу к ответчику и велел у него те показанные три узла взять. Стал слуга у него спрашивать: "Дай то, что ты из шапки судье казал в
узлах; он велел у тебя то взять". А тот, вынувши из шапки завязанный камень показал. Тогда слуга говорит ему: "Что же ты кажешь
камень?" А ответчик сказал: "Это судье. Я-де, говорит, когда бы он не по мне стал судить, убил его тем камнем".
   Вернулся слуга и рассказал все судье.Судья же, выслушав слугу, сказал:"Благодарю и хвалю Бога, что по нем судил. Когда бы не по нем судил, то он бы меня зашиб".
   Потом бедный пошел домой,радуясь и хваля Бога.
(Хомут часть упряжки; надеваемая на шею лошади деревянная рама, обитая войлоком. Убожество здесь:бедность. Пристав полицейский чин. Зыбка, люлька.)
На стадии размышления учащимся предлагается обсудить следующие вопросы:
-Ваше отношение к Шемяке? -Как вы расцениваете судебное дело в России? -Кто из двух братьев прав: богач? бедняк? -Ваше отношение к брату бедняку?
Небходимое замечание. Обсуждение может идти фронтально или в группах. Далее проводится перекрестная дискуссия по проблеме:
Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .' НЕТ, негативный)
   Обычно учитель просит записать в таблицу перекрестной дискуссии аргументы в защиту каждого утверждения, но на данном уроке учитель
предлагает обосноать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица:
Вопрос - проблема? |