Приёмы технологии РКМ |
Кластеры, автор Гудлат |
   Выделение смысловых единиц текста
и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры).
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем
по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся",
то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду,
планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем
их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся,
если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество
информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
   Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы "Окончание Второй Мировой войны. Роль Японии" просим учащихся предположить, по каким направлениям мы будем изучать эту страну (эти направления могут быть предложены учителем).Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так: |
   Следующим шагом будет задание
учителя в группах обсудить и сделать предположения о развитии региона по данным направлениям. Информация
записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить
на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения,
расширить знания по данной теме, предлагается текст.
   Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.    Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее рассмотреть материал об особенностях региона. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание. Разработки уроков с использованием данного приёма: |
Nп/п | Тема урока | Предмет | Другие приёмы | Класс |
1 | Окончание Второй Мировой войны. Роль Японии. | История | инсерт | 10 |
2 | Ремесло в средневековом городе. | История | игра "Как вы думаете?", таблица "толстых" и "тонких" вопросов. | 7 |
3 | Музыкальный портрет в балетной музыке П.И. Чайковского | Музыка | инсерт | 3 |
4 | "Поиск и анализ информации в Интернет. Наводнения в Санкт-Петербурге" | Информатика (краеведение) | "зигзаг", "таблица-синтез" | 10 |