Уроки с использованием технологии РКМ Музыка |
Тема: "Музыкальный портрет в балетной музыке П.И. Чайковского" |
Приём: "кластеры", "синквейн". |
Цель урока:     Знакомство с жанром музыкального портрета, развитие у учащихся навыка выражения эстетических суждений и оценок с помощью технологий "Критического мышления". |
Используемый музыкальный материал:     П.И. Чайковский, балет "Щелкунчик", музыкальные портреты Феи Драже, Феи Кофе и Феи Чай, а так же портреты сказочных фей из сказок "Золушка", "Спящая красавица" и других сказок. Автор:   Т. А. Суханова, гимназия 177, С-Пб |
Ход урока:    Стадия вызова. На доске висят портреты сказочных фей из сказок Шарля Перро "Золушка" и "Спящая красавица". |
вопросы учителя | ответы учащихся |
- Ребята, вы узнали этих сказочных героинь? | - Да. |
- Что вы можете о них сказать? - А как вы считаете. Можно ли с помощью музыки изобразить портрет сказочной феи? |
- Они красивые, загадочные, у них яркие блестящие костюмы, в руках - волшебная палочка, у каждой феи свой характер, они не похожи друг на друга и т. д. |
- Давайте представим, что мы с вами - композиторы и нам захотелось изобразить сказочных фей в музыке. | - Мнения разошлись. |
Смысловая стадия.    В центре доски написано "Портрет феи", учащиеся выдвигают свои гипотезы по наводящим вопросам учителя, постепенно формируя гроздь кластера описывающего музыкальный "Портрет феи". |
   Учитель: - А сейчас мы с вами послушаем, как изобразил П.И. Чайковский в балете "Щелкунчик" трех фей. Эти феи живут в сказочной стране "Конфетенбург". Их зовут Фея Чай ( Китай ), Фея Кофе    ( Арабские страна ), Фея Драже (Конфеты ). Мы уже с вами фантазировали, как бы мы могли изобразить фею с помощью средств музыкальной выразительности. А теперь ваша задача - послушать музыку и на понравившийся музыкальный портрет написать синквейн. Можно использовать слова, написанные с вашей помощью на доске, можно придумать новые. На стадии размышления учащиеся слушают музыку и сочиняют синквейны. с помощью этого приема выражают свои музыкальные впечатления. Ни одного синквейна одинакового в классе нет. Каждый ребенок в меру своих способностей составляет свой портрет феи. В классе царит творческая атмосфера, каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, не копируя мнение учителя или товарищей |
Синквейны: ФЕЯ ДРАЖЕ ФЕЯ КОФЕ ФЕЯ ЧАЙ |
  |   |