Ход урока:    На стадии вызова
учащимся предлагается подумать над названием рассказа. -Прочитайте название. -О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения .
На смысловой стадии используется прием "Чтение с остановками".
Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы
различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее
развитие ситуации) Дети читают текст.
Текст рассказа:
   Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом
свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего
плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе: - Папа, купи мне грушу! - Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:
- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
-Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу.
Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:
- Стойка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были
сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
   Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на
веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько
погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.    И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего
плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала: - Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два
года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!
1 остановка :- Кем хотел стать мальчик? - А кем вы хотели бы быть? Почему?
   На доске появляется "список": астроном, капитан, спортсмен...
   Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: - Что придумала мама? (1-2 версии) - Что будет дальше?
- Какие игрушки были у вас в детстве любимыми? (обсуждение в парах) - Чем может закончиться этот рассказ?
   После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа
   Дети записывают концовку (или устно обсуждают в парах, в четверках "концовку")
На стадии размышления возвращаем учащихся к
первоначальным версиям, затем просим прочитать, как заканчивает рассказ автор - Виктор Драгунский.
   Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил
мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.    Он сидел передо мной
такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки.
И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...    И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с
этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая
забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал,
и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда,
любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий
друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара. - Ты что? - сказала мама. - Что с тобой?
   А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно.
И потом, когда я скрепился немного, я сказал: - Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
На стадии размышления задаем вопросы классу: - Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
- Давайте вспомним, с чего начался урок и проверим предположения: " О чем рассказ?"
Если останется время- можно сочинить синквейн:
|