РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Начальная школа

Тема: Виктор Драгунский " Друг детства". 1 класс.

Приём: "чтение с остановками".

Цель урока:
    познакомить с рассказом В.Драгунского, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Литература:
    учебник Бунеевых "Капельки солнца"
Автор:   М.В. Данильцина, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:
   На стадии вызова учащимся предлагается подумать над названием рассказа.
-Прочитайте название.
-О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения .

На смысловой стадии используется прием "Чтение с остановками".
Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации) Дети читают текст.

Текст рассказа:
   Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:
- Папа, купи мне грушу!
- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:
- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
-Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу.
Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:
- Стойка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
   Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.
   И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
- Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!

1 остановка
:- Кем хотел стать мальчик?
- А кем вы хотели бы быть? Почему?

   На доске появляется "список": астроном, капитан, спортсмен...

   Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что придумала мама? (1-2 версии)
- Что будет дальше?
- Какие игрушки были у вас в детстве любимыми? (обсуждение в парах)
- Чем может закончиться этот рассказ?

   После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа
   Дети записывают концовку (или устно обсуждают в парах, в четверках "концовку")

На стадии размышления возвращаем учащихся к первоначальным версиям, затем просим прочитать, как заканчивает рассказ автор - Виктор Драгунский.

   Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
   Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...
   И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.
- Ты что? - сказала мама.
- Что с тобой?
   А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:
- Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

На стадии размышления задаем вопросы классу:
- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
- Давайте вспомним, с чего начался урок и проверим предположения: " О чем рассказ?"
Если останется время- можно сочинить синквейн:

Друг.
Мягкий, пушистый.
Утешает, радует, слушает.
Он в беде не бросит.
Игрушка.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: " Моя любимая игрушка", нарисовать своего любимца.
-Давайте сейчас обсудим, как можно назвать ваш рассказ? (Мой друг.Любимый друг. Любимая игрушка...)

  вверх назад  
Hosted by uCoz