РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Краеведение

Тема: "Невские наводнения"

Приёмы: эффективная лекция (бортовой журнал), дерево предсказаний.

Цель урока:
   изучение темы "Невские наводнения".

Литература:
   Ю.И.Кирцидели, И.Р.Левина "Мой город-Санкт-Петербург", С-Пб. 1996г .
Авторы:   Н.В. Богатенкова, И.В.Муштавинская, гимназия 177, СПб

Ход урока:
I Часть.    Урок начинается с объявления темы и объяснения порядка работы с бортовым журналом. На первой стадии вызова используются вопросы:
   -Назовите основные причины наводнений.
   -Какие из них являются характерными для нашего региона?
   -Попробуйте назвать особенности реки Невы и невских наводнений.
   -Как высоко может подняться невская вода?
Вопросы записываются в левой части "бортового журнала". Предположения (после обсуждения в паре) заносятся также в первую часть бортового журнала, они могут быть дополнены сведениями, прозвучавшими в классе.

   Стадия осмысления.
   Учитель предлагает учащимся первую часть лекции.

   Нева - необычная река. Ее протяженность по течению - 74 км, по прямой - 45 км. При этом ее относят к крупным рекам, т.е. имеющим площадь бассейна свыше 50000 кв. км. У Невы - 281000 кв. км. Река обладает высокой скоростью течения, поэтому при любом морозе не замерзает до тех пор, пока ее не затрет ладожским льдом. Нева не знает ни весенних разливов, ни летних обмелений, она всегда одинаково полноводна. Сток воды регулирует озеро Ладога, в которое несут свои воды более 100 рек из многих озер. Бассейн самой реки включает 60000 рек, 50000 озер, среди них самыми крупными являются Ладога, Онега, Ильмень, Сайма. Чем больше озер в бассейне, тем меньше колебаний уровня воды в реке. Итак, уровень воды в Неве надежно регулируется Ладожским озером и бассейном самой реки.
   Но наводнения в Санкт-Петербурге - неотъемлемая черта города, как дожди, туман и белые ночи.
   Противники Петра I, видя в нем антихриста, объясняли наводнения божьим наказанием за измену православным святыням и историческим традициям. Но наводнения происходили в приневских землях задолго до строительства Санкт-Петербурга. В старых летописях упоминаются наводнения, покрывавшие эту местность водой на 20-25 футов. В 1691 году вода затопила устье Невы до Большой Охты. Жители спасались на Дудергофских высотах. Первое наводнение в Санкт-Петербурге жители наблюдали уже в конце лета (августе) 1703 года, многие в страхе бежали, считая разгул стихии "карой небесной". Наводнения были одной из причин, почему Петр II в 1729 году захотел перенести столицу в Москву.
   Жизнь шла своим чередом, а жители Санкт-Петербурга с первых лет существования города внимательно приглядывались к явлениям, сопровождавшим наводнения. Бросалось в глаза, что наводнениям сопутствует ветер. Так возникла первая ветровая теория. Западный ветер нагоняет морскую воду в устье и вызывает обратное течение Невы. Но ветер-то дул не всегда западный…
   Несколько позднее более убедительной показалась стоковая теория. Согласно ей, наводнения создаются самой Невой, а ветер с моря лишь подпирает Неву и создает затруднения для стока. Выход был прост: надо рыть каналы, углублять и расширять их для облегчения стока воды. И появились каналы: Екатерининский, Обводный и многие другие.
   Но до конца тайна невских наводнений раскрываться стала лишь в конце XIX века. Резкие подъемы воды связаны с возникновением в Балтийском море длинных волн. Ближе к осени над Атлантикой образуется циклон с низким давлением. Этот циклон формирует длинную волну. Такая волна пробегает залив за 7-9 часов и к устью Невы поднимается до 200-250 см (в случае если нет ветра). Ветер еще больше усугубляет положение.
   Первый признак наводнения - подъем уровня воды над ординаром (в России средний уровень Финского залива у Кронштадта). В Санкт-Петербурге самый высокий уровень Невы - у Горного института, но он на 11 см ниже, чем у Кронштадта. В начале XVIII века город затопляло при подъеме воды в Неве на 130-150 см. в середине XIX века - на 150-170 см. В наше время необходимо, чтобы вода поднялась на 180-200 см.
   Начинаются наводнения с районов, прилегающих к Невской губе, Большой Неве, каналам западной части города.

На первой стадии рефлексии суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.
II Часть.    Cтадия вызова:
   Учащимся предлагается задание- ролевая игра. Просим представить себя в роли крупного государственного чиновника, который должен предложить способы предупреждения и защиты города от наводнений в XVIII - XIX веке. Предложения озвучиваются и заносятся в левую часть бортового журнала.
      Cтадия осмысления:
   Наводнения всегда несли разрушения и часто гибель людей. Поэтому население города пытались предупредить о надвигающейся опасности. Указ 1721 года гласил, "как вода начнет прибывать, то весь рогатый скот и лошадей отсылать в лес". Екатерина I издала указ отмечать уровень воды и впредь строить на фут выше. Екатерина II строила каналы. В случае опасности оповещали пушечными выстрелами (1 выстрел - 1 фут подъема воды) из Подзорного дома Галерной гавани Адмиралтейства; барабанным боем, звоном колоколов ("не набатным, а продолжительным"). На шпицах вывешивались красные флаги днем и фонари ночью. В 1897 году была создана "Служба предупреждения наводнений на Неве" при Главной физической обсерватории. Сейчас этим занимается Санкт-Петербургское бюро погоды.
   Но, несмотря на предупреждения, ущерб всегда был велик. Правительства, как могли, оказывали помощь пострадавшим, но все потери возместить было невозможно.
   Перечень дат наводнений приближается к 300. Наиболее известными наводнения были:???
   Создано было множество проектов защиты города. Многие предусматривали строительство дамбы в устье Невы. Наиболее известен проект архитектора Базена П.П., по которому дамба должна была соединить Кронштадт и Ораниенбаум, протянувшись на 20-25 км. В ней - водопропускные и судопропускные ворота. Но проект был признан "фантастическим".
Однако именно он лег в основу проекта, утвержденного в 1979 году.

   На стадии размышления учащиеся работают с бортовым журналом.

   На стадии вызова к последней части лекции используем прием "Дерево предсказаний". Составим дерево предсказаний по теме, которая будет раскрыта в третьей части лекции.

Защитит ли дамба наш город?
дерево предсказаний
      Стадия осмысления.
   Учащимся предлагается прослушать заключительную часть лекции, продолжив работу с "Бортовым журналом".

   Ученые утверждают, что в период с 1996 по 2015 год ожидается серия катастрофических наводнений. Уровень воды может подняться на 540 см. Чем это нам грозит? Под слоем воды в 1,2-1,7 м окажутся Васильевский остров, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Летний сад, Дворцовая площадь, Исаакиевский собор, Невский проспект. На месте Балтийского завода, Судостроительного завода, Морского порта будет море. Не будет электричества, света, тепла. Остановится транспорт. Не будет работать водопровод и канализация, возникнут пожары.
   ГОТОВЫ ЛИ МЫ ВЫСТОЯТЬ ПРОТИВ СТИХИИ?

   В качестве итоговой рефлексии предлагаем провести исследование по теме: "Современный проект строительства защитных сооружений". Это исследование потребует знакомства с дополнительными источниками информации, поэтому выступает в роли домашнего задания.
   Знакомство с данной стратегией показывает вариативность в использовании фаз технологии ( то есть повторяемость фаз в ходе одного занятия) и возможность их использования за рамками урока (например, перенос стадии размышления на самостоятельную работу дома).


  вверх назад  
Hosted by uCoz