РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Начальная школа

Тема: "Пожарная безопасность", предмет ОБЖ, 2 класс.

Приём: "чтение с остановками", работа в группах"

Цель урока:
   познакомить с причинами возникновения пожара и обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и 1-й медицинской помощи пострадавшим от огня.

Литература:
    В.Я.Сюньков "Основы безопасности жизнедеятельности" М-Просвещение"-1997, А.А.Усачев А.И.Березин "ОБЖ", М-1997 2 класс, Е.И.Верховской "Рабочая тетрадь ОБЖ" 1-4 класс М"Просвещение"-1998г.
Автор:   Ю.В. Власова, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:
   На стадии вызова учитель предлагает учащися разгадать кросворд с ключевами словами по теме урока.

   Работа в группах: класс разбивается на команды по количеству слов в кроссворде. Каждая команда получает ребус с зашифрованным ключевым словом, разгадывает его, затем заполняется кроссворд на доске "ПОЖАР"
кроссворд

   Речь учителя:
- Сегодня пойдет речь о пожарах. Что такое пожар? (Пожар это стихийное бедствие, уничтожающее всё вокруг.)
- Подберите слова, характеризующие пожар. Какой он? ( Быстрый, опасный .разрушающий, большой, сильный, страшный, зловещий, смертельный, горячий... Слова записываются на доске вокруг кроссворда. )
-Посмотрите, какие страшные слова мы подобрали. ПОЖАР- это одно из опасных стихийных бедствий.

   Учитель читает текст о пожарах:
Текст 1:   С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадил никого и ничего. Сталкиваются две силы - человек и огонь. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности".
   Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное - уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом и даже город. В прежние времена пожар не один раз уничтожал Москву.

1 остановка:
- Что может стать причиной пожара? (Молния, возгорание от солнечных лучей, игра с огнём, электроприборы.)
- Где могут возникнуть пожары? (В природе, в городе.)
- В нашем Красногвардейском районе за последние месяцы из 514 пожаров больше половины произошли в жилых помещениях. Лучшей защитой от пожара является знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

Смысловая стадия. Работа с текстом:
- Почему возникают пожары?

Текст 2:   Раньше Москва была застроена деревянными домами, а дерево - сгораемый материал. Теперь дома каменные.
   Каменные только стены, а все остальное отлично горит. Мебель, обои, книги, одежда, пол...

2 остановка:
-Какие предметы в помещении легко воспламеняются?

Текст 3:   Нельзя баловаться спичками - это не игрушка, а главная причина пожара. Зажигалки - тоже одна из причин пожара. Оставленный включенным утюг, обогреватель, неисправная гирлянда тоже могут стать причиной пожара. Не выключенный газ - тоже причина пожара.

3 остановка:
- А что опаснее всего?

Текст 4:   И спички с зажигалками, и утюги с обогревателями, и включенный газ - всё опасно. Но!
   Спички сами не зажигаются, зажигалки не зажигаются, а газ не включается. Самая главная причина пожара - это сами люди. А лучшая защита от пожара - знание и соблюдение пожарной безопасности.

   Могут быть использованы фрагменты компьютерных программ, видеофильмы, диапозитивы или вывешенные плакаты, сюжетные картинки, с помощью которых проиллюстрированы опасные, ситуации возникновения пожара в доме.

Обобщающая игра "Игра-загадка"
1) Кто, задорный и весёлый, верность правилам храня, бережёт родную школу от огня?
      - Это я, это я, это все мои друзья!
2) Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор а сгорел гараж знакомых и строительный забор.
      - Это я, это я, это все мои друзья!
3) Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнём недаром завершается пожаром?
      - Это я, зто я, это все мои друзья!
4) Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке. загорелся старый стол, еле сам живой ушёл!
      - Это я, это я, это веемой друзья!
5) Кто пожарным помогает, правила не нарушает, кто пример для всех ребят?
      - Это я, зто я, это все мои друзья!

   Работа с правилами противопожарной безопасности: каждая команда получает правила, рисует плакат и готовится к его презентации.

Правила "Пожарной безопасности"
   Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это одна из причин пожара.
   Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники... Уходя из дома, не забудьте их выключить.
   Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
   Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
   Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
   Самое опасное занятие - курение в постели. Человек засыпает, роняет окурок, загорается одеяло, начинается пожар.

На стадии рефлексии презентация ПЛАКАТОВ (у доски по группам).

плакат

   Речь учителя:
-У вас получились очень хорошие плакаты. Давайте, подарим их ребятам из детского сада, чтобы они тоже учили правила противопожарной безопасности. - А если все же случится пожар, что в первую очередь вы будете делать?

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА:
1) Поднять тревогу;
2) Вызвать пожарную охрану;
Пусть помнит каждый гражданин - Пожарной номер "01";
3) Эвакуироваться ( Рассмотреть план эвакуации);
4) Сбор в специально отведенном месте;
5) Перекличка.

( Если пожар случился в школе. Действия при пожаре дома или на даче рассматриваются и обсуждаются отдельно.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1)Придумать синквейн с любым словом по теме урока;
2) Вспомнить литературные произведения, где описываются пожары;
3) Создать новый плакат: "Действия при возникновении пожара ";
4) Узнать о первой помощи при ожогах.


  вверх назад  
Hosted by uCoz