Уроки с использованием технологии РКМ Начальная школа |
Тема: Е.А. Пермяк. Сказка "Пастух и Скрипка", 3 класс |
Приём: "чтение с остановками", "прогноз" |
Цель урока:     1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка "Пастух и Скрипка".     2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий.     3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. |
Литература:    Е.А. Пермяк "Надежный человек", Москва, "Дет. лит.", 1988г. Автор:   И.Б. Соколова, гимназия 177, С-Пб Оборудование:   кроссворд, ребусы, рисунки (пила, дудка, осёл, скрипка), словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой. |
Ход урока:    На стадии вызова 1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда. |
2. Рассказ об авторе, выставка книг.    Сказка литературная.    Что это значит? (Сказку написал автор). Автор сказки Е.А. Пермяк. Родился он в 1902 году в предверье Урала, на реке Каме, в г. Перми. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел. Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. И большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: "Надёжный человек" (рассказы и сказки), "Тонкая струна", "Торопливый ножик", "На все цвета радуги", повесть "Детство Маврика", "Дедушкин характер". 3. Задание группам: используя слова кроссворда (ключевые слова),
сочинить свою сказку, предположив её сюжет. 4. Презентация сказок (по группам). Смысловая стадия.
I часть текста:Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя
музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу, и она от этого стала
звучать, как живая.    О ком или о чём Вы узнали из этой части? Почему? II часть текста:Это было ужасно. Играя на скрипке собачьи вальсы, конские галопы и
ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах
и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.
   Оправдался ли Ваш прогноз? Словарь:    Что может произойти дальше? III часть текста:Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на
пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе и на Осла, неотразимое впечатление.
   Предположение подтвердилось? Словарь:    Что можете сказать сейчас о существовании Скрипки? А посему я не спрашиваю - о жизни?
IV часть текста:С каждым днем игра Пастуха становилась все лучше и выразительнее, хотя в
его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух,
проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.    Что же произошло со Скрипкой? Словарь:    Можете ли Вы предположить, как произойдёт встреча? V часть текста (диалог - по ролям):Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.
- Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке. - Если бы ты увидел меня днем... - ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся.
- Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами, на свете нет ран, которые не залечииваются.
   Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала: - как я хочу, чтобы ты меня взял отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за
похищение... нужно действовать умнее.    Что могла предложить Скрипка?
VI часть текста:Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху
сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму. -Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрана. Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.
- Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.    Благодаря чему удался план "похищения"? Чтение диалога по ролям.
   Почему все так случилось? Как думаете? VII часть текста:Так и случилось. Никто не мог извлечь из нее ни одного звука, всем она отвечала молчанием.
   И Вы были правы. Она перестала быть доверчивой и наивной. Почему?
Они прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть - Настоящее.
На стадии размышления учащиеся работают в парах. Под музыку учащиеся пишут Синквейны (пятистишия). Темы даются на выбор и по желанию:
"Скрипка", "Родство душ", "Мастерство", "Доброта", "Чистота человеческой души".        Чтение Синквейнов. |
  |   |