РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Начальная школа

Тема: Е.А. Пермяк. Сказка "Пастух и Скрипка", 3 класс

Приём: "чтение с остановками", "прогноз"

Цель урока:
    1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка "Пастух и Скрипка".
    2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий.
    3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Литература:
   Е.А. Пермяк "Надежный человек", Москва, "Дет. лит.", 1988г.
Автор:   И.Б. Соколова, гимназия 177, С-Пб
Оборудование:   кроссворд, ребусы, рисунки (пила, дудка, осёл, скрипка), словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой.

Ход урока:
   На стадии вызова
1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда.
кроссворд

2. Рассказ об авторе, выставка книг.
   Сказка литературная.
   Что это значит? (Сказку написал автор).
Автор сказки Е.А. Пермяк. Родился он в 1902 году в предверье Урала, на реке Каме, в г. Перми. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел. Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. И большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: "Надёжный человек" (рассказы и сказки), "Тонкая струна", "Торопливый ножик", "На все цвета радуги", повесть "Детство Маврика", "Дедушкин характер".

3. Задание группам: используя слова кроссворда (ключевые слова), сочинить свою сказку, предположив её сюжет.

4. Презентация сказок (по группам).
А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?

Смысловая стадия.
   Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза.

I часть текста:Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу, и она от этого стала звучать, как живая.
   Всякий, проходивший мимо дома столяра, останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, о золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
   Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

   О ком или о чём Вы узнали из этой части? Почему?
   Как понимаете выражение: столяр вдунул в неё свою душу?
   Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему?
   Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

II часть текста:Это было ужасно. Играя на скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

   Оправдался ли Ваш прогноз?
   Кто хочет уточнить значения слов?
   Кто может объяснить их?

Словарь:
галоп
- 1) бег лошади вскачь;
             2) очень быстро (разг.; неодобр.);
             3) скачкообразный, стремительный танец, музыка в таком ритме;
рапсодия - музыкальное произведение на тему народных песен;
дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука;
гриф - длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны;
колок - стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже.

   Что может произойти дальше?

III часть текста:Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе и на Осла, неотразимое впечатление.
   Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а скрипку забросил на чердак. Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
   Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.

   Предположение подтвердилось?

Словарь:
балаган
- это временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ.

   Что можете сказать сейчас о существовании Скрипки? А посему я не спрашиваю - о жизни?
   Кому сочувствует автор? Что позволяет нам так думать?
   Что произвело впечатление на Осла? Какое?
   Как автор называет игру Пастуха? Почему?
   Как могут развернуться события дальше?

IV часть текста:С каждым днем игра Пастуха становилась все лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
   Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
   Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать,
   Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.

   Что же произошло со Скрипкой?
   Почему это случилось? Как?
   На что решился Пастух?

Словарь:
лад
- сочетание звуков и созвучий.

   Можете ли Вы предположить, как произойдёт встреча?

V часть текста (диалог - по ролям):Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.

- Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.

- Если бы ты увидел меня днем... - ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся.

- Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами, на свете нет ран, которые не залечииваются.

   Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала:

- как я хочу, чтобы ты меня взял отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение... нужно действовать умнее.

   Что могла предложить Скрипка?

VI часть текста:Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
   Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху обменять его дудку на визгливую пилу и пообещал добавить к ней скрипку.
   Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
   Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
   Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны, отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, он сквозь слезы сказал ей:

-Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрана. Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.

- Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.

   Благодаря чему удался план "похищения"?
   Не обратили ли Вы внимания, как напечатано слово Скрипка? Почему?
   Нет ли в этой части слов, которые бы подтвердили Ваши мысли?
   Что можете сказать об отношении к Скрипке и матери, и Пастуха, и доктора? Какого доктора?
   Прочтите, какие чувства испытал Пастух, когда увидел Скрипку после лечения.

Чтение диалога по ролям.

   Почему все так случилось? Как думаете?
   А может что-то измениться?
   Зазвучит ли Скрипка вновь?

VII часть текста:Так и случилось. Никто не мог извлечь из нее ни одного звука, всем она отвечала молчанием.
   Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
   Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире. I
   Пастуха и Скрипку вскоре узнали по всей стране. Их слушали, затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
   Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее.
- Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в нее благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки.

   И Вы были правы. Она перестала быть доверчивой и наивной. Почему?
   Навсегда?
   Что же произошло?
   Что вернуло Скрипку к жизни?
   А какое это Настоящее? Что удалось Скрипке в жизни?
   А были ли у Вас такие горькие моменты в жизни?

Они прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть - Настоящее.

На стадии размышления учащиеся работают в парах.

Под музыку учащиеся пишут Синквейны (пятистишия). Темы даются на выбор и по желанию: "Скрипка", "Родство душ", "Мастерство", "Доброта", "Чистота человеческой души".

       Чтение Синквейнов.


  вверх назад  
Hosted by uCoz