РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
История

Тема: "Петровские преобразования"

Приёмы: таблица ЗХУ.

Цели урока:
   используя известную информацию по теме расширить представление о петровских преобразованиях.

Литература:
   учебник Лебедевой И.М. и др. История Отечества. Санкт Петербург, Утро, 1996.
Авторы:   И.В.Муштавинская, гимназия 177, СПб

Ход урока:

   На стадии вызова учащимся предлагается вспомнить, что им известно о реформах Петра.
Ответы учащихся могут быть такими:
- Я знаю, что Петр строил корабли.
- А я, что стриг бороды.
- Знаю, что Петр сам носил иноземное платье и всех заставлял так одеваться.
- Знаю, что Северную войну Россия выиграла потому, что была создана армия.
- А я читал, как Петр приучал россиян пить кофе, и как им не нравился этот напиток.
- Знаю, что жизнь России очень изменилась в царствование Петра.
- Построил город на болоте.
   Занесем уже имеющиеся знания в таблицу (в левую ее часть).


Знаю Хочу узнать Узнал
создал армию
строил корабли
стриг бороды
много строил
заставлял пить кофе
заставлял носить иноземное платье
       

   Продолжим работу со второй частью таблицы, в ней 2 графы


Категории информации Источники информации
       

   На этом этапе работы можно задать учащимся следующие вопросы:
- Откуда появились эти сведения?
- Я читал книгу.
- А я кино смотрел.
- А мне папа рассказывал.
   Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, кинофильмы, рассказы взрослых, но главным источником станет текст, с которым мы будем работать.
Необходимое замечание. Таблица "ЗХУ" заполняется учителем на доске, учащиеся ведут подобные записи в тетради, занося в свои таблицы, в первую очередь, факты из собственного опыта. Дополняют их теми версиями и фактами, прозвучавшими в классе, которые с их точки зрения заслуживают внимания. С помощью ребят мы заполняем вторую часть таблицы. Теперь она выглядит так.


Категории информации Источники информации
1. Реформа армии
2. Создание флота
3. Изменения в быту
4. Роль царя
1. Книги
2. Кинофильмы
3. Рассказы взрослых

   Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы "Хочу узнать", для ее заполнения попросим наших учеников задать вопросы.
Что бы вы хотели узнать до работы с текстом? Поставьте вопросы к нашей теме, например:
- А можно ли было откупиться и не стричь бороду?
- Как сражалась новая русская армия?
- Как люди относились ко всем этим изменениям?
- Запишем вопросы во вторую графу первой части таблицы.

На смысловой стадии переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации.
    Наш главный источник - текст параграфа, где подробно рассматриваются петровские преобразования.
   Далее последовательно ведется работа с графами таблицы.
   Работа может быть организована так. После прочтения текста вернемся к таблице. Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед прочтением? Оказывается, да. И в первой части таблицы оказываются заполненными все три графы. Можно поработать со второй частью таблицы? Да, это необходимо, так как наша информация о петровских преобразованиях значительно расширилась. Мы узнали о том, как царь находил средства на свои преобразования, как изменилось управление Российской империей.
   И теперь наша таблица выглядит совсем иначе.

Работа с двумя первыми частями таблицы закончена. Можно поговорить о том, как расширились ваши знания после прочтения текста по каждой категории информации.


Знаю Хочу узнать Узнал
создал армию
строил корабли
стриг бороды
много строил
заставлял пить кофе
заставлял носить иноземное платье
Как сражалась новая русская армия?
Можно ли было откупиться и не стричь бороду?
Как люди относились к этим изменениям?
После создания регулярной армии Россия начала одерживать победы
Бояре могли заплатить налог на бороду.
Преобразования приживались с трудом.
Категории информации Источники информации
1. Реформа армии
2. Создание флота
3. Изменения в быту
4. Роль царя
1. Книги
2. Кинофильмы
3. Рассказы взрослых

   У этой формы работы есть еще один резерв - это третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена, учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Реформа Армии Создание флота Налоги Управление страной Изменения в быту Роль царя Отношение к реформам

  вверх назад  
Hosted by uCoz