РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Приёмы технологии РКМ

"Таблицы"
   Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица
   Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

    Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Персоналии
факты
               
Персоналии
факты
               
Персоналии
факты
               
   Несколько примеров из практики:
   Концептуальная таблица, созданная на уроке истории на стадии рефлексии. Тема: "Культура доколумбовой Америки"

Линии сравнения Ацтеки Инки Майя
               
               

   Урок географии по теме „Открытие Южного полюса". На стадии размышления учащиеся презентуют свои таблицы.

Линии сравнения Роберт Фалкон Скотт Рауль Амунсен
Команда        
Снаряжение        
Опыт        
Погода        
Удача        

"Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом)
   Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4
                   

   Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.
Например, сводная таблица урока по теме "Развитие городского транспорта"

Извозчик Конка Омнибус Линия сравнения Трамвай Автобус Таксомотор
            маршруты            
            популярность            
            внешний вид            

"Таблица-синтез"
   Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.
На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)
ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)
1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
5……………..
/во время чтения/
1……………..
2……………..
       

   При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант "таблицы синтез":

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
           

"Таблица-ЗХУ"
   Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал", которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл

1.З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать
2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться
A.
B.
C.
D.
3.Источники информации.
1.
2.
3.
4.

   У этой формы работы есть еще один резерв - это третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

   Выделим основные правила работы с приемом "ЗХУ":
- вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;
- перечислите источники информации;
- попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;
- поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
- познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
- ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;
- посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;
- поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.


Таблица "Что? Где? Когда? Почему?"
   Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто? Что? Где? Когда? Почему?
                   

Примеры уроков:

Nп/п Тема урока Предмет Другие приёмы Класс
1 "Культура доколумбовой Америки" История - 7
2 "Петровские преобразования" История - 5
3 "Открытие Южного полюса." География - 5
4 Золушка Литература - 5
5 "Поиск и анализ информации в Интернет. Наводнения в Санкт-Петербурге" Информатика (краеведение) "зигзаг", "кластер" 10


  вверх назад  
Hosted by uCoz