Приёмы технологии РКМ |
"Таблицы" |
   Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом. |
Концептуальная таблица |
   Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. |
    | Категория Сравнения |
Категория Сравнения |
Категория Сравнения |
Категория Сравнения |
Персоналии факты |
    |     |     |     |
Персоналии факты |
    |     |     |     |
Персоналии факты |
    |     |     |     |
   Несколько примеров из практики: |
   Концептуальная таблица, созданная на уроке истории на стадии рефлексии. Тема: "Культура доколумбовой Америки" |
Линии сравнения | Ацтеки | Инки | Майя |
    |     |     |     |
    |     |     |     |
   Урок географии по теме „Открытие Южного полюса". На стадии размышления учащиеся презентуют свои таблицы. |
Линии сравнения | Роберт Фалкон Скотт | Рауль Амунсен |
Команда |     |     |
Снаряжение |     |     |
Опыт |     |     |
Погода |     |     |
Удача |     |     |
"Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом) |
   Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. |
Тема 1 | Тема 2 | Линия сравнения | Тема 3 | Тема 4 |
    |     |     |     |     |
   Основной смысл
использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии
сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют
сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий
способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее
важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся.
Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в
форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так
далее. Например, сводная таблица урока по теме "Развитие городского транспорта" |
Извозчик | Конка | Омнибус | Линия сравнения | Трамвай | Автобус | Таксомотор |
    |     |     | маршруты |     |     |     |
    |     |     | популярность |     |     |     |
    |     |     | внешний вид |     |     |     |
"Таблица-синтез" |
   Этот интересный
прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы
с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью. |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/ |
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) |
ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) |
1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2…………….. |
    |     |
   При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант "таблицы синтез": |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА | ТОЛКОВАНИЕ | ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА |
    |     |     |
"Таблица-ЗХУ" |
   Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал", которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл |
1.З - что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | У - что мы узнали, и что нам осталось узнать |
2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться
A. B. C. D. |
3.Источники информации. 1. 2. 3. 4. |
   У этой формы работы есть еще один резерв
- это третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть
продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.
   Выделим основные правила работы с приемом "ЗХУ": |
Таблица "Что? Где? Когда? Почему?" |
   Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. |
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
    |     |     |     |     |
Примеры уроков: |
Nп/п | Тема урока | Предмет | Другие приёмы | Класс |
1 | "Культура доколумбовой Америки" | История | - | 7 |
2 | "Петровские преобразования" | История | - | 5 |
3 | "Открытие Южного полюса." | География | - | 5 |
4 | Золушка | Литература | - | 5 |
5 | "Поиск и анализ информации в Интернет. Наводнения в Санкт-Петербурге" | Информатика (краеведение) | "зигзаг", "кластер" | 10 |
  |   |