ЧПКМ информационный банк современного учителя символ
технология приём уроки структура

Уроки с использованием технологии ЧПКМ
Литература

Тема: "Золушка"

Приём: "концептуальная таблица".

Цель урока:
   зафиксированная в программе по литературе под редакцией В.Г.Маранцмана, - сравнить сказку Ш.Перро "Золушка" и киносценарий Е.Шварца "Золушка", развитие внимательного, осмысленного чтения у учащихся..

Литература:
   Ш.Перро "Золушка" и киносценарий Е.Шварца "Золушка"
Авторы:   Е.А. Трифонова, гимназия №70, Санкт-Петербург

Ход урока:
   Этот урок не описывается постадийно, так как для нас важнее показать применение конкретного приема.
1 этап. Предлагаем детям дома перечитать сказку Ш.Перро "Золушка", ведя дневник, т.е. по ходу чтения отмечать в тетрадях действующих лиц, их характеристики и свой комментарий.

Например, в тетрадях может получиться следующая таблица:


Герой Какой он в сказке Что меня заставило думать так. Мои наблюдения, мысли.
Отец Золушки Почтенный и знатный человек, подчинился жен.     
Золушка Добрая, приветливая, милая, красавица. Молча сносит все обиды. У нее хороший вкус.    
Мачеха Сварливая, высокомерная    
Дочери Очень похожи на мать    
Король Старик, в основном дремлет    
Фея Обычная женщина, но волшебница    
Принц Устроил бал и созвал знатных людей    

   Конечно, содержание граф у учащихся будет более полным, мы показали только принцип работы. Наиболее важна третья графа. У каждого учащегося она будет отлична от других.
   На уроке учитель проводит беседу по содержанию таблицы, требуя от учащихся не только характеристику героя, а прежде всего пояснения своей позиции, то есть озвучивание третьей графы

   2 этап.
После прочтения киносценария, просим учащихся сопоставить написанное о героях сказки и киносценария, составляя концептуальную таблицу.
Формулировка задания. Сопоставить героев двух произведений: одинаковы ли герои при схожих сюжетных линиях у Е.Шварца и Ш.Перро?

   Что же увидели учащиеся? Прежде всего то, что в киносценарии есть персонажи, которых нет в сказке. А те, которые действуют и у Перро, и у Швара, не похожи друг на друга. Например, Король. В сказочной стране Шварца он является одним из главных персонажей: присутствует в каждой сцене. "Его величество" совсем невеличественен внешне, щедр душой, искренен, эмоционален, но вспыльчив. Ш.Перро же упоминает о короле лишь однажды, наделяя неяркой характеристикой. Так же различны и две Золушки.


  вверх назад  
Hosted by uCoz