Уроки с использованием технологии ЧПКМ Литература |
Тема: "Золушка" |
Приём: "концептуальная таблица". |
Цель урока:    зафиксированная в программе по литературе под редакцией В.Г.Маранцмана, - сравнить сказку Ш.Перро "Золушка" и киносценарий Е.Шварца "Золушка", развитие внимательного, осмысленного чтения у учащихся.. |
Литература:    Ш.Перро "Золушка" и киносценарий Е.Шварца "Золушка" Авторы:   Е.А. Трифонова, гимназия №70, Санкт-Петербург |
Ход урока:    Этот урок не описывается постадийно, так как для нас важнее показать применение конкретного приема. 1 этап. Предлагаем детям дома перечитать сказку Ш.Перро "Золушка", ведя дневник, т.е. по ходу чтения отмечать в тетрадях действующих лиц, их характеристики и свой комментарий. Например, в тетрадях может получиться следующая таблица: |
Герой | Какой он в сказке | Что меня заставило думать так. Мои наблюдения, мысли. |
Отец Золушки | Почтенный и знатный человек, подчинился жен. |      |
Золушка | Добрая, приветливая, милая, красавица. Молча сносит все обиды. У нее хороший вкус. |     |
Мачеха | Сварливая, высокомерная |     |
Дочери | Очень похожи на мать |     |
Король | Старик, в основном дремлет |     |
Фея | Обычная женщина, но волшебница |     |
Принц | Устроил бал и созвал знатных людей |     |
   Конечно, содержание граф у учащихся будет более полным, мы показали
только принцип работы. Наиболее важна третья графа. У каждого учащегося она будет отлична от других.
   2 этап.    Что же увидели учащиеся? Прежде всего то, что в киносценарии есть персонажи, которых нет в сказке. А те, которые действуют и у Перро, и у Швара, не похожи друг на друга. Например, Король. В сказочной стране Шварца он является одним из главных персонажей: присутствует в каждой сцене. "Его величество" совсем невеличественен внешне, щедр душой, искренен, эмоционален, но вспыльчив. Ш.Перро же упоминает о короле лишь однажды, наделяя неяркой характеристикой. Так же различны и две Золушки. |
  |   |