РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Литература

Тема: рассказ "После бала", Л.Н. Толстой, 1903г.

Приём: "чтение с остановками".

Цель урока:
   Знакомство с рассказом Толстого.

Литература:
   "После бала", Л.Н. Толстой, 1903г.
Автор:   Учуватова Т.В., г. Нижний Новгород

Ход урока:
   На стадии вызова учитель сообщает необходимые сведения до чтения рассказа, сообщая учащимся сведения об авторе, истории создания этого произведения. Учащиеся делают предположения, о чем пойдет речь в этом рассказе.

   Вступительный текст учителя:
Толстой написал рассказ в 1903 году, но действие его происходит в 40-е годы Х1Х в., время правления Николая 1.
   Император, первый красавец своей эпохи, воображающий себя средневековым рыцарем, живший в романтическом готическом замке. Но управление государством Николай 1 представлял себе как управление армией: жестокая дисциплина, беспрекословное подчинение, ревностное выполнение однозначных приказов. Вся Россия - огромный военный плац, где маршируют все, даже жена императора, Александра Федоровна, немецкая принцесса. Такова общая атмосфера 40-х годов.
   Толстой был женат на С.А. Берс, дочери московского врача. В свою будущую жену был страстно влюблен. Из записей Толстого той поры можно судить о том, сколько надежд и сомнений вызывало в нем это чувство: "Я влюблен, как не верил, чтобы можно любить… Был у них вечер, она прелестна во всех отношениях". С.А.Берс впоследствии дала мужу прозвище "тонкокожий", оно подчеркивало, насколько остро чувствовал он любые противоречия человека, его поступков и чувств, его отношений к миру.

   После этой справки спросим учащихся:
   Как изменилось ваше представление о содержании рассказа? Почему?
   На смысловой стадии читаем текст рассказа небольшими отрывками. Текст рассказа достаточно известен, поэтому мы предлагаем только вопросы к нему.

Вопросы к 1 части..
   - Каковы ваши впечатления от бала?.
   - Какие художественные средства использует Толстой, чтобы вызвать именно такое настроение у читателя? (цвет, звук, настроение героя).
   - Каково настроение героя? (текст) .
   - Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему?.
   - Как будут меняться, в связи с этим, ощущения героя? Почему? .
Подводим итоги беседы.

    Вопросы ко 2-ой части.
   - Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие действия? .
   - Как будут меняться чувства героя?.
   - Как можно выразить его ощущения?.
   - Еще одним из вариантов рассказа было "Отец и дочь". Как в связи с этим, по вашему мнению, будут разворачиваться дальнейшие действия? Как изменится настроение героя?
Учитель подводит итоги беседы.

   Вопросы к 3 части.
   - Каким герой видит мир? (цвет, звук) .
   - Как меняется его мироощущение?.
   - Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал? .
   - Как вы думаете, что будет дальше? Почему?.
   - Как, по-вашему, какой художественный прием лежит в основе композиции рассказа?

На стадии размышления проводится групповая творческая работа. Задания группам могут быть такими:
1 группа. Представьте себе, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке Б.. Напишите письмо от его лица (т.е. от первого)
2 группа. Допишите рассказ. (Возможный финал)
3 группа. Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. Его структуру, строение. Выполнив задание, группы знакомят класс с результатом.

Продолжается стадия размышления чтением двух вариантов концовки новеллы (первая и последняя редакция), после чего задаем учащимся вопросы:
- Что изменил автор, изменив концовку рассказа?
- Почему полковник, любящий и внимательный отец, оказывается жестоким с солдатами?
- Чего не может понять Иван Васильевич? (искренне добр и искренне зол, вера в необходимость жестокой расправы с теми, кто преступил закон).

Это первый урок из отведенных на изучение темы, на последующих можно продолжить работу с текстом, включив дискуссию совместный поиск, перекрестную дискуссию.


  вверх назад  
Hosted by uCoz