РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
Литература

Тема: "Русские народные сатирические сказки".

Приём: "чтение с остановками".

Цель урока:
    1. Учить видеть и понимать приёмы создания комического в сказке (гипербола, гротеск).
    2. Обобщить и систематезировать знания учеников о жанре "сказка".

Литература:
   Литература (по программе В. Г. Маранцмана) 6 класс,
   Народные русские сказки Афанасьева А.Н. Л.: Лениздат. 1983. Составитель Горелова А.
Авторы:   Е. В. Ягунова, гимназия №177, С-Пб.

Ход урока:
   Стадия вызова начинается литературным вступлением учителя,
1. художественное слово:
   Уродилась я ни мала, ни велика - всего-то с игольное ушко, не то с приворотную надолбу. Пошла я в лес самое дремучее дерево рубить - крапиву. Раз тяпнула - дерево качается, два тяпнула - ничего не получается, в третий раз тяпнула - выскочил кусок , мне красной девице в лоб. Тут я, красная девица, трое суток пролежала; никто меня не знал, не видал, только знала, видала меня рогатая скотина - таракан да жужелица.
   Встала я, красная девица, отряхнулася, на все четыре стороны оглянулася, побрела по берегу, по берегу всё не по нашему. Стоит река - вся из молока, берега из киселя. Вот я, красная девица, киселя наелася, молока нахлебалася.
   Это присказка, а сказка впереди.

2. В ходе беседы с учителем учащиеся заполняют таблицу, характеризующую жанр СКАЗКА. Вопросы учителя:
- Любите ли вы сказки?
- А что вы о них знаете?
- Объясните понятие "сказка".
- Какие бывают сказки (привести примеры)?
- Для чего их создавали?

   СКАЗКА

какая бывает? назначение сказки действующие лица
волшебная
бытовая
народная
литературная
развлекает
поучает
объясняет
человек
животные
птицы
выдуманные (сказочные) герои

3. Учитель предлагает учащимся прочитать и инсценировать две сказки "Хорошо, да худо" и "Каша из топора". Работа проводится в двух группах.

   После инсценировок, под руководством учителя, проводится анализ сказок:
- Что общего в этих сказках?;
"Мозговая атака" - обсуждение в группе.
- К какому виду вы бы их отнесли или, может быть, выделили отдельный вид?;
В схему добавляется слово "сатирическая".
- Что такое "сатира"?;
Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными (учащиеся могут объяснить своими словами).
- Какие же пороки высмеиваются в сказках?;
Невежество, глупость, жадность, любопытство.
- За счёт чего создаётся эффект комичности?

Запись на доске:

Варит кашу
Овин загорелся
Один топор на 7
Топор без топорища
Сноп от снопа - целая верста
В ложке растирали
   из топора
   погрелся
   богаты
   рубят дрова
   хорош хлеб
   70 бочек

- Как называется такой приём?;
Гротеск - изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Учащиеся знакомились с ним при изучении сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Варить кашу можно, но не из топора. Когда горит овин (строение для сушки снопов), мы не будем около него греться. Подобным образом объясняются остальные примеры.
- Найдите среди данных примеров гиперболу, объясните это слово?;
"Сноп от снопа - целая верста". Гипербола - преувеличение.

4. Обращение к личному опыту
- Случалось ли вам посмеяться над собой?
- Бывали ли в вашей жизни случаи, когда за смехом вы пытались скрыть свою боль или негодование?
- Почему люди смеются, когда им хочется плакать?

Стадия осмысления. Чтение сказки "Не любо, не слушай".
Задание учащимся: попытаться увидеть гротесковые элементы и записать слова или словосочетания, на которых строится контраст и преувеличение (см. подобную работу по инсценировкам).

   Первая остановка. Задания учащимся:
· Обсудить в группах, дополнить таблицы по необходимости. Презентация, дополнений на доске.
· Придумать свои слова или словосочетаний. Записать на ватманский лист. Презентация записей.
· Найти и объяснить непонятные слова через контекст. Например: полати, скирда, лохань и др.
· Дать характеристику герою.

   Вторая остановка. Вопросы к учащимся.
- Какое же житьё у героя?
- Над чем смеётся герой? (над бедностью и безысходностью).
- Кто является героем сказки?
- В чём необычность его поведения? (алогизм действий героя).
- Охарактеризуйте его.

Стадия рефлексии.   Выбрать из данных пословицу, которая могла бы послужить эпиграфом к этой сказке. Объяснить: почему.
- Слезами горю не поможешь.
- Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
- И рад бы заплакать, да смех одолел.

Домашнее задание - сочинить сатирическую сказку.


  вверх назад  
Hosted by uCoz