Уроки с использованием технологии РКМ География |
Тема: "Глобальные проблемы человечества. Продовольственная проблема." |
Приём: "Эффективная лекция". |
Цель урока: - сформировать у школьников представление о продовольственной проблеме как об одной из глобальных проблем человечества; - сформировать у учащихся понятие о сущности продовольственной; - проблемы, ее истоках; понятия " география голода ", " регионы голода ", " источники питания "; - развивать у учащихся умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза. |
Литература:    С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладкий Глобальная география. 11 класс. М, Дрофа, 1997, с. 161-163, 166-167. Автор:    С.И.Заир-Бек РГПУ им. Герцена |
Ход урока:    1. Организационная часть урока. На доске политическая карта мира, записана тема, сделана заготовка таблицы.     2. Введение в тему. Стадия вызова.    На прошлом уроке мы познакомились с одной из серьезных проблем, стоящих перед человечеством - проблемой диспропорции в развитии развитых и развивающихся стран. Именно эта проблема порождает и многие другие, в том числе продовольственную проблему. Именно изучению этой проблемы и будет посвящен сегодняшний урок, на котором я прочту вам лекцию, в которой будет говориться о том, как изменялся состав продуктов питания в течение многих веков, чем питается человечество сегодня, почему в мире есть страны и регионы, где царит голод.    Вопрос классу (обсуждение в парах): Сейчас я хочу задать вам вопрос: чем питались люди в далеком прошлом, какие полезные для организма вещества содержались в этих продуктах, как менялся состав источников питания и чем питается, в основном, человечество сегодня ?    Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом, все ваши идеи записывайте в таблицу в ваших тетрадях. |
питание в прошлом (продукт - полезные вещества - способ добычи ) |
питание сегодня (продукт - полезные вещества - способ добычи ) |
    |     |
Обобщение записей учителем на доске:учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают для себя правильными     3. Новая тема. Часть I.
Стадия осмысления. Чтение лекции:      Приложение1. Продовольствие - важнейший фонд жизненных функций человечества. Великий русский физиолог И.П.Павлов указывал, что " взаимоотношения живого организма с окружающей средой - есть взаимоотношения, опосредованные вопросами питания ".    Еда, принадлежащая в своей первооснове среде обитания, используется человеком как продукт его культуры, занимая в системе " природа - культура " промежуточное звено. Существует, например, широко известное выражение " цивилизация риса ", из которого следует, что рису, как продукту принадлежит значительное место не только в питании, но и во всей системе духовных связей между людьми и миром природы.    На протяжении длительной истории человечество существенно изменило свое меню. Первобытные люди питались пищей почти исключительно растительного происхождения: ягодами, кореньями, съедобными листьями и.т.д. Важным дополнением к вегетарианскому "столу" служили птичьи яйца, моллюски, мелкие животные. Таким образом, представление о древнем человеке, как о чрезмерно плотоядном, непрерывно занятом в романтических баталиях, ошибочно. Он крайне редко ( и до открытия огня - только в сыром виде ) пробовал мясо.    Подтверждением вегетарианского характера пищи первобытного человека служат, например, анализы камней из мочевых пузырей, обнаруженных в останках людей эпохи мезолита. В их состав входят не оксалаты, характерные для животной пищи, а фосфаты кальция, свидетельствующие об употреблении пищи исключительно растительного происхождения.    Постепеннный переход к рыболовству и охоте знаменовал собой важный этап расширения пищевых ресурсов человечества. Этому способствовали изобретение лука, различных ловушек, капканов и сетей, использование первых плотов и челноков. Замечу, что употребление первых "плавсредств" заметно расширило географию первобытного человека: крупные реки перестали служить преградой и способствовали его расселению в пределах их бассейнов. Ускорился процесс освоения архипелагов.    Со временем пища стала более разнообразной. Стла возрастать рольживотных как источников более высококачественной ( по сравнению, например, с зерном или овощами ) пищи: мяса, молока и различных молочных продуктов, яиц. Возрастание в пищевом ра-ционе доли продуктов животного происхождения характерно для процветающих в экономическом отношении государств.    Именно пища животного происхождения служит основным источником белков - важнейших питательных веществ, необходимых для поддержания нормального обмена веществ, работы органов внутренней секреции и нервной системы. Углеводы и жиры, которые содержат как животные, так и растения взаимозаменяемы. Белки животного происхождения заменить нечем. То же можно сказать и о витаминах.. Таким образом, неполноценное питание жителей некоторых регионов мира объясняется, прежде всего, в отсутствии в их рационе белков животного происхождения, витамина А, содержащегося в рыбе и овощах, кальция и.т.д. Заметим, что даже в рисосеящих районах муссонной Азии - крупных продуцентах растительного белка - отмечается большой дефицит протеина животного происхождения. Содержащиеся в зерне белки лишены важных аминокислот. Еще в большей степени это характерно для крахмалоносных культур, которые служат основным источником питания в некоторых странах Латинской Америки и Африки - маниока, ямса, крахмала. Люди, которые употребляют эти растения в пищу и не едят мяса, физически удовлетворены в пище, но белками обеспечены только на две трети. .Мозговая атака. Стадия рефлексии.    В течение 3-х минут посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах.    Давайте исправим и допишем информацию в таблицу на доске ( опрос класса по желанию ).    Новая тема. Часть II. Стадия вызова. Мозговая атака    После того, как мы обобщили наши знания по данному вопросу, я предлагаю вам прослушать вторую часть лекции. При этом первый вариант будет отмечать в своих записях в тетрадях новые идеи, а первый вариант будет подчеркивать в своих записях то, что подтвердилось и отмечать знаком " - " то, что не нашло своего подтверждения в содержании лекции. Стадия осмысления. Чтение лекции:    Мозговая атака.В течение 3-х минут посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах.
Стадия рефлексии.
Домашнее задание: Кто считает, что проблема будет обостряться напишите свои ар-гументы в форме эссе из 10-15 предложений дома.
То же задание и для тех, кто считает, что продовольственная проблема будет уменьшаться в будущем. |
  |   |