РКМ информационный банк современного учителя символ
технология приёмы уроки структура

Уроки с использованием технологии РКМ
География

Тема: "Глобальные проблемы человечества. Продовольственная проблема."

Приём: "Эффективная лекция".

Цель урока:
- сформировать у школьников представление о продовольственной проблеме как об одной из глобальных проблем человечества;
- сформировать у учащихся понятие о сущности продовольственной;
- проблемы, ее истоках; понятия " география голода ", " регионы голода ", " источники питания ";
- развивать у учащихся умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

Литература:   
С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладкий Глобальная география. 11 класс. М, Дрофа, 1997, с. 161-163, 166-167.
Автор:    С.И.Заир-Бек РГПУ им. Герцена

Ход урока:
   1. Организационная часть урока.
На доске политическая карта мира, записана тема, сделана заготовка таблицы.
    2. Введение в тему. Стадия вызова.
   На прошлом уроке мы познакомились с одной из серьезных проблем, стоящих перед человечеством - проблемой диспропорции в развитии развитых и развивающихся стран. Именно эта проблема порождает и многие другие, в том числе продовольственную проблему.
Именно изучению этой проблемы и будет посвящен сегодняшний урок, на котором я прочту вам лекцию, в которой будет говориться о том, как изменялся состав продуктов питания в течение многих веков, чем питается человечество сегодня, почему в мире есть страны и регионы, где царит голод.
   Вопрос классу (обсуждение в парах):
Сейчас я хочу задать вам вопрос: чем питались люди в далеком прошлом, какие полезные для организма вещества содержались в этих продуктах, как менялся состав источников питания и чем питается, в основном, человечество сегодня ?
   Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом, все ваши идеи записывайте в таблицу в ваших тетрадях.
питание в прошлом
(продукт - полезные вещества - способ добычи )
питание сегодня
(продукт - полезные вещества - способ добычи )
       

Обобщение записей учителем на доске:учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают для себя правильными

    3. Новая тема. Часть I.
Теперь я попрошу прослушать вас первую часть лекции, при этом 1 вариант будет подчеркивать в своих таблицах то, что получит подтверждение по ходу моего рассказа, а 2 вариант должен будет дополнить свои таблицы новыми идеями из содержания лекции. Приложение 1.

Стадия осмысления.Чтение лекции:

      Приложение1.
Продовольствие - важнейший фонд жизненных функций человечества. Великий русский физиолог И.П.Павлов указывал, что " взаимоотношения живого организма с окружающей средой - есть взаимоотношения, опосредованные вопросами питания ".
   Еда, принадлежащая в своей первооснове среде обитания, используется человеком как продукт его культуры, занимая в системе " природа - культура " промежуточное звено. Существует, например, широко известное выражение " цивилизация риса ", из которого следует, что рису, как продукту принадлежит значительное место не только в питании, но и во всей системе духовных связей между людьми и миром природы.
   На протяжении длительной истории человечество существенно изменило свое меню. Первобытные люди питались пищей почти исключительно растительного происхождения: ягодами, кореньями, съедобными листьями и.т.д. Важным дополнением к вегетарианскому "столу" служили птичьи яйца, моллюски, мелкие животные. Таким образом, представление о древнем человеке, как о чрезмерно плотоядном, непрерывно занятом в романтических баталиях, ошибочно. Он крайне редко ( и до открытия огня - только в сыром виде ) пробовал мясо.
   Подтверждением вегетарианского характера пищи первобытного человека служат, например, анализы камней из мочевых пузырей, обнаруженных в останках людей эпохи мезолита. В их состав входят не оксалаты, характерные для животной пищи, а фосфаты кальция, свидетельствующие об употреблении пищи исключительно растительного происхождения.
   Постепеннный переход к рыболовству и охоте знаменовал собой важный этап расширения пищевых ресурсов человечества. Этому способствовали изобретение лука, различных ловушек, капканов и сетей, использование первых плотов и челноков. Замечу, что употребление первых "плавсредств" заметно расширило географию первобытного человека: крупные реки перестали служить преградой и способствовали его расселению в пределах их бассейнов. Ускорился процесс освоения архипелагов.
   Со временем пища стала более разнообразной. Стла возрастать рольживотных как источников более высококачественной ( по сравнению, например, с зерном или овощами ) пищи: мяса, молока и различных молочных продуктов, яиц. Возрастание в пищевом ра-ционе доли продуктов животного происхождения характерно для процветающих в экономическом отношении государств.
   Именно пища животного происхождения служит основным источником белков - важнейших питательных веществ, необходимых для поддержания нормального обмена веществ, работы органов внутренней секреции и нервной системы. Углеводы и жиры, которые содержат как животные, так и растения взаимозаменяемы. Белки животного происхождения заменить нечем. То же можно сказать и о витаминах.. Таким образом, неполноценное питание жителей некоторых регионов мира объясняется, прежде всего, в отсутствии в их рационе белков животного происхождения, витамина А, содержащегося в рыбе и овощах, кальция и.т.д. Заметим, что даже в рисосеящих районах муссонной Азии - крупных продуцентах растительного белка - отмечается большой дефицит протеина животного происхождения. Содержащиеся в зерне белки лишены важных аминокислот. Еще в большей степени это характерно для крахмалоносных культур, которые служат основным источником питания в некоторых странах Латинской Америки и Африки - маниока, ямса, крахмала. Люди, которые употребляют эти растения в пищу и не едят мяса, физически удовлетворены в пище, но белками обеспечены только на две трети.

.Мозговая атака. Стадия рефлексии.
   В течение 3-х минут посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах.
   Давайте исправим и допишем информацию в таблицу на доске ( опрос класса по желанию ).

   Новая тема. Часть II.

Стадия вызова.
   Во второй части лекции говорится о причинах голода и регионах мира, наиболее подверженных недоеданию.
   Но перед этим я попрошу вас записать в тетрадях три основных региона голода: Тропическая Африка, Муссонная Азия , Латинская Америка

Мозговая атака
   В течение 3 минут подумайте в парах и запишите: В чем причины возниконовения продовольственной проблемы в каждом из этих регионов и в чем состоит суть этой проблемы.
   Какие причины возникновения продовольственной проблемы в этих трех регионах вы выделили, в чем суть проблемы ?

   После того, как мы обобщили наши знания по данному вопросу, я предлагаю вам прослушать вторую часть лекции. При этом первый вариант будет отмечать в своих записях в тетрадях новые идеи, а первый вариант будет подчеркивать в своих записях то, что подтвердилось и отмечать знаком " - " то, что не нашло своего подтверждения в содержании лекции.

Стадия осмысления. Чтение лекции:

      Приложение 2
Зона, в которой значительная часть населения недополучает необходимое количество калорий, на мировой карте охватывает обширную территорию. Она простирается по обеим сторонам экватора, включая почти всю Африку к югу от Сахары ( за исключением ЮАР ), Западную Азию, Южную и Юго-Восточную Азию ( влитературе чаще отмечают муссонную Азию ), Карибский бассейн, основнуючасть Южной Америки ( кроме Аргентины, Уругвая и юго-востока Бразилии). Малокалорийное питание сочетается здесь и с нехваткой важных для человека протеинов животного происхождения, витаминов, кальция и.т.д. В отдельные годы к этой зоне тяготеют и другие, сравнительно благополучные территории ( в частности те, которые расположены на территории бывшего СССР ).
   В начале 90-х годов первенство по абсолютной численности голодающих удерживали Южная и Юго-Восточная Азия, однако подлинным " полюсом голода " давно уже считается территория Африки к югу от Сахары, лидирующая как по относительной численности голодающих ( в процентах к общей численности населения ), так и по остроте форм правления голода. Именно в этом регионе в течение последних 2-3 десятилетий происходило беспрецедентное обострение продовольственной проблемы, кульминацией которого стали катастрофические засухи в 80-е годы в странах суданосахельской зоны. Более 150 млн. чел. в той или иной мере страдали от пищевой дистрофии и ее последствий, большая часть людей страдает и поныне.
   В Африке, в некоторых странах Азии, латиноамериканских странах наблюдается явление, вызывающее содрогание у жителей, знающих о голоде лишь понаслышке. В своей книге " Вскрытые вены Латинской Америки " известный латиноамериканский общественник Эдуардо Галеано: " С тех давних колониальных временна северо-востоке Бразилии утвердился обычай - бытующий в наше время - есть землю. Недостаток железа вызывает в организме анемию. Инстинкт побуждает детей жевать землю, имеющую в своем составе те вещества, которые отсутствуют в их обычном рационе питания: в лепешках из маниоки и в бобах ...".    В Тропической Африке положение усложняется и тем, что 90% ее жителей живут за чертой бедности. Это обстоятельство, а также экологические и энергетические проблемы, высокие темпы демографического прироста населения обусловливают затяжной характер продовольственного кризиса. Наступление песков в результате сведения и без того скудной растительности и перевыпаса скота еще в большей степени усугубляют проблему. В Азии продовольственная проблема особенно характерна для густонаселенных районов - Индии, Пакистане, Бангладеш, нередко страдающих из-за неурожая вследствие засух или наводнений, а также для отсталых стран: Бутан, Непал и другие. Наиболее ущемлены женщина и дети. В некоторых странах они не имеют права есть вместе с мужчинами. Питаются жители Азии в основном растительными культурами, прежде всего - рисом, из-за чего у них нередко развивается болезнь "бери-бери".
.

   Мозговая атака.В течение 3-х минут посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах.

Стадия рефлексии.
   Давайте исправим и допишем информацию в таблицу на доске ( опрос класса по желанию ). Здесь можно провести перекрёстную дискуссию.
Что подтвердилось из того, что было сказано вами до 2 части лекции ?
Что не подтвердилось ?
Что вы узнали еще ?
Как вы думаете, будет ли продовольственная проблема обостряться по мере развития человечества или будет, наоборот, уменьшаться ?

Домашнее задание: Кто считает, что проблема будет обостряться напишите свои ар-гументы в форме эссе из 10-15 предложений дома. То же задание и для тех, кто считает, что продовольственная проблема будет уменьшаться в будущем.


  вверх назад  
Hosted by uCoz